Чтобы успеть спасти пострадавших в автокатастрофах в первые минуты после трагедии, по инициативе МВД созданы особые спецбригады. В них круглосуточно ждут экстренного вызова все, кто нужен при кровавом ДТП, - милиция, спасатели и медики.
Казалось бы, они и раньше всегда действовали вместе: гаишники перекрывали место аварии и разбирались в случившемся, врачи развозили раненых по больницам, пожарные тушили вспыхнувшие машины, спасатели извлекали водителей и пассажиров из покореженных кабин. Вот только работали они каждый сам по себе, без общего, заранее согласованного плана. Случайный свидетель происшествия мог, например, позвонить в милицию, а про врачей просто забыть. Бывало и так, что первыми на месте катастрофы оказывались гаишники или пожарные, а "скорая" приезжала, когда, к сожалению, спасать уже было некого. А ведь важны первые полчаса после получения травмы, когда еще есть шанс остаться в живых. Если у человека остановилось дыхание, то жить ему или умереть решается за 5-10 минут. Именно за это время, считают медики, еще можно успеть сделать искусственное дыхание или непрямой массаж сердца.
Милицейская статистика свидетельствует, что в ДТП гибнут в 12 раз чаще, чем в других несчастных случаях, люди становятся инвалидами чаще в 6 раз и нуждаются в госпитализации - в 7 раз.
Проблема дорожных катастроф уже стала нашим национальным бедствием. В прошлом году была утверждена федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах", чтобы снизить смертность в полтора раза. Эта программа была запущена в действие указом президента России.
В МВД России решили в корне изменить схему действий во время дорожно-транспортных происшествий. Главное - до минимума сократить время прибытия к месту аварии, успеть помочь человеку до пресловутой точки невозврата.
Сейчас первый заместитель министра внутренних дел Александр Чекалин лично руководит обучением таких групп.
Как они должны действовать? По словам Александра Чекалина, перед ними стоит 18 конкретных, обязательных задач - от организации связи до эвакуации пострадавших.
Во-первых, у таких бригад обязательно есть несколько вертолетов - милицейских, спасательных, медицинских. С воздуха постоянно ведется наблюдение за ситуацией на трассе. Случись что - сигнал тревоги поступает одновременно во все подразделения объединенной группы. Первыми, на максимальной скорости, мчатся гаишные мотоциклисты. Более того, у этих милиционеров - хорошие медицинские навыки, у каждого - сумка для оказания первой помощи.
Во-вторых, милицейский наблюдатель с воздуха продолжает координировать действия бригады. Если надо, вызовет пожарных, другие вертолеты, определит количество карет "скорой помощи", спасателей со специфической техникой.
В-третьих, такие объединенные бригады всегда имеют в резерве милицейский спецназ - как последний аргумент.
Зачем такой аргумент нужен, Александр Чекалин проверил на конкретной ситуации, смоделированной на масштабном учении, прошедшем сразу на двух важнейших трассах страны - Москва - Волгоград и Москва - Ростов-на-Дону. В учении, кроме милиционеров, участвовали сотрудники МЧС, Центроспаса, "Медицины катастроф".
По легенде учения, на одной из дорог произошла страшная катастрофа: столкнулись "КамАЗ", пассажирский автобус, "Москвич" и "Тойота". Причиной аварии стал "Урал", который с места происшествия скрылся. Как выяснилось, грузовик сбежал не случайно - в его фургоне прятались вооруженные террористы. И пока гаишники, спасатели и медики оказывали помощь пострадавшим, милицейский спецназ вел охоту на бандитов.
По мнению первого заместителя министра внутренних дел, создание и деятельность объединенных групп лягут в копилку знаний и опыта для обеспечения безопасности на предстоящих Олимпийских играх в Сочи.