Руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт недавно встретился с главами ведущих российских компаний по импорту и переработке мяса и мясной продукции, Координационного аналитического центра АПК, Мясного союза России, Комиссии по вопросам АПК РСПП, Ассоциации импортеров мяса и Национальной мясной ассоциации. Было сообщено о проблемах с импортом южноамериканского, особенно бразильского мяса, на сбыт которого в России в ближайшее время могут быть введены ограничения.
С одной стороны, такая ситуация может спровоцировать удорожание мясопродуктов на российском рынке, поскольку доля бразильской мясопродукции в общем объеме сбыта мясных товаров в РФ ныне достигает 15 процентов. Но с другой - ценовую ситуацию сможет стабилизировать "мясной демпинг" из соседних с Бразилией стран, ибо поставки оттуда частично заменят бразильское мясо.
Как сообщил Сергей Данкверт, в связи с большим объемом импорта мяса из Бразилии большое внимание уделено проблемам безопасности и качества бразильской продукции. Но быстрый рост объема поставок за последние годы, по мнению С.Данкверта, не сопровождался улучшением работы бразильской ветеринарной службы, и лишь ограниченному числу российских ветеринарных инспекторов в Бразилии пришлось контролировать безопасность мясной продукции. Проблему усугубляет и тот факт, что до настоящего времени не введены новые, защищенные от подделок бразильские ветеринарные сертификаты, что открывает широкие возможности для махинаций и фальсификаций. Кроме того, как подчеркнул руководитель Россельхознадзора, Бразилия неблагополучна по таким заболеваниям, как ящур и туберкулез, что предельно обостряет проблемы контроля безопасности импортируемой в Россию мясной продукции.
В ходе недавней инспекции ряда бразильских мясоперерабатывающих и холодильных предприятий специалистами Россельхознадзора отмечены системные нарушения, вызывающие сомнения в эффективности работы национальной ветеринарной службы Бразилии. Для расширения возможности выбора для российских импортеров изучаются возможности поставок качественной мясной продукции, частично взамен бразильской, из Аргентины, Уругвая, Чили, Парагвая и Колумбии. Но большинство мясотоваров из этих стран может оказаться демпинговым, что снизит рентабельность российского животноводства.
Тем временем, по расчетам специалистов Комитета Госдумы по аграрным вопросам, темпы прироста продовольственного импорта в 5-7 раз выше товарного российского сельского хозяйства. В 2006 году Россия заплатила за импортные продукты 550 млрд. рублей, а своих произвела на 600 млрд. рублей, а в этом году соотношение наверняка изменится в пользу импорта.
Как сообщил автору этих строк зампред упомянутого комитета Владимир Плотников, "доля, например, импортного мяса в объеме товарных мясоресурсов составляла в 1990 году 14 процентов, а в 2006 году - 50, и продолжает расти, что оборачивается кризисом сбыта отечественной продукции. Мясокомбинаты и торговые сети давно сориентированы на импорт, поэтому отечественные сельхозпроизводители не могут реализовать свою продукцию даже по заниженным ценам".
Тем временем доля импортного мясного сырья в российской мясопереработке составляет около 35 процентов, а, например, в Сибири и на Дальнем Востоке - минимум 40 процентов. Главные причины - недостаток местного сырья, являющийся следствием многолетнего сокращения поголовья, и ценовая привлекательность импортного мяса: зачастую оно дешевле отечественного.
Что касается непосредственного потребления мяса, в 2006 году оно составляло, по данным Минсельхоза России, в среднем, 67 кг на душу населения (в конце 1980-х этот показатель равнялся 75 кг), в то же время в США и Канаде - около 120 и 110 кг, во Франции - около 100, в Германии - около 85, в Китае - почти 75 кг.