Старший помощник прокурора Башкирии Лариса Кучина рассказала в среду корреспонденту агентства "Интерфакс-Поволжье", что в конце июня 2007 года в Белебеевскую межрайонную прокуратуру поступило заявление от 37-летней местной жительницы о привлечении к уголовной ответственности врача городской поликлиники, который нанес телесные повреждения ее малолетнему сыну.
В ходе проверки, по словам представителя прокуратуры, было установлено, что утром 29 июня 45-летний врач-эндоскопист при проведении эндоскопии шестилетнему мальчику, который капризничал из-за страха предстоящего малоприятного, но необходимого обследования, нанес ребенку несколько ударов рукой по лицу. В итоге мальчик получил телесные повреждения, на правой половине лица и шеи которого образовались массивные кровоподтеки, оценивающиеся как нанесение легкого вреда здоровью. По данному факту возбуждено уголовное дело по ч.1 ст.115 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью). Расследование уголовного дела пока ведет отдел дознания при Белебеевском ГРОВД.
- Я с нетерпением жду того момента, когда врачи возмутятся наплывом такой негативной информации о себе в прессе и когда же сработает рефлекс системы здравоохранения, - прокомментировал "РГ" ситуацию президент Лиги пациентов, председатель Общественного совета при Росздравнадзоре Александр Саверский. - Нормальные врачи испытывают от таких сообщений этические муки и возмущение, но тем не менее все, что пишется, как правило, правда.
За побои врач из Башкирии должен отвечать в уголовном порядке, а мы должны думать, как нам поменять систему. Куда сегодня жаловаться человеку, считающему, что у него возникли проблемы из-за ошибки врачей? Либо в милицию, либо в СМИ. Милиция возьмется за дело, но будет вести его неквалифицированно. А СМИ станут нагнетать атмосферу и создавать искаженный образ врача вообще. При этом в Кодексе об административных правонарушениях у нас нет нормы, по которой врача можно оштрафовать или лишить практики за некачественную работу. А также структуры, осуществляющей эти штрафы, как, например, в Скандинавии, есть уполномоченные по правам пациентов. у нас же, если бы Росздравнадзор подчинялся не минздравсоцразвития, а напрямую правительству, это могло бы стать его функцией. Или же по аналогии с транспортной и природоохранной прокуратурой нам нужна прокуратура медицинская.
А пока этого нет, врачи не чувствуют ответственности. А она должна быть, пусть не такая тотальная, как в США, когда на каждый чих подают иск в суд, но все-таки. У нас первые приговоры по уголовным медицинским делам появились только в 2004 году, и до сих пор их единицы в год. Мы сейчас начинаем выигрывать суды по гражданским делам с крупными суммами компенсаций, но они идут по 4 года, а кто столько времени в состоянии оплачивать адвоката? Вот статистика по последнему судебному делу - 50 судебных заседаний, 43 допроса свидетеля, 8 экспертиз.
Сегодня, когда в здравоохранение в связи со стартом национального проекта пришли колоссальные деньги, надо быть особенно внимательным к контролю за этой сферой. Нам жалуются и на отказы в госпитализации, и на лекарственное обеспечение.
Мне кажется, ситуация переломится, когда мы всю систему здравоохранения "просветим" правовым образом: отказ от госпитализации - 125-я статья УК, оставление в опасности. Иначе нам не сдвинуться со 130-го места по уровню медицинской помощи.
Справка "РГ"
По данным фонда обязательного медицинского страхования с 2000 по 2004 год: из 1 300 000 жалоб 10 тысяч жалоб приходится на качество медицинской помощи. Из них две трети признаются страховыми компаниями обоснованными. Средняя сумма штрафа за каждый случай составляла 700 рублей. Ежегодно около 800 дел передавалось в гражданские суды, 370 тысяч заканчивались слушаниями, две трети разрешались в пользу пациента. Сумма возмещения по одному случаю в среднем составляла 12 тысяч рублей. Сегодня суммы выплат в некоторых судебных процессах, курировавшихся Лигой пациентов, достигают 1, 5 миллиона рублей по одному конкретному случаю.