20.07.2007 06:00
Власть

Наш ответ Лондону: Москва высылает четырех британских дипломатов

Лондон получил ответ Москвы
Текст:  Андрей Степанов Владимир Кузьмин
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4419)
Читать на сайте RG.RU
Неизбежное случилось. Москва обнародовала в четверг ответные меры на санкции Лондона, введенные против России из-за ее отказа экстрадировать Андрея Лугового, главного подозреваемого в убийстве Александра Литвиненко.

Эти меры не совсем зеркальны: Москва высылает четырех британских дипломатов, а главное, прекращает сотрудничество по борьбе с терроризмом.

Ранее в четверг с ответом Москвы был ознакомлен посол Великобритании Энтони Брентон. Его вызвали в МИД России, где замминистра иностранных дел РФ Александр Грушко передал ему документы, с которыми необходимо ознакомить британское правительство. Покидая здание МИД на Смоленской площади, посол Соединенного Королевства заметил, что передаст в Лондон полученные сообщения от замминистра Александра Грушко, однако отказался раскрыть их содержание.

А накануне британский МИД заявил, что считает неоправданными любые возможные ответные меры России на решение Великобритании о высылке из Лондона четырех российских дипломатов.

"В связи с недружественными действиями, предпринятыми британской стороной, в МИД России сегодня был вызван посол Энтони Брентон, которому была вручена нота об объявлении четырех сотрудников британского посольства персонами нон грата, они должны покинуть Россию в течение 10 дней", - заявил официальный представитель МИД России Михаил Камынин.

"Британский дипломат был проинформирован и о других ответных шагах российской стороны на провокационные и недружественные действия официального Лондона в связи с так называемым делом Литвиненко, - сообщил Камынин. - В частности, было заявлено, что по всем визовым вопросам впредь будем действовать зеркально.

У посла были затребованы разъяснения в связи с заявлением официальных британских лиц об ужесточении выдачи виз для представителей российских государственных структур". "До получения разъяснения о новой практике российские официальные представители не будут запрашивать британских виз, а аналогичные визовые обращения британских официальных лиц рассматриваться нами не будут", - предупредил он.

Камынин сообщил, что во время встречи в МИДе с послом Великобритании "было также констатировано, что меры, объявленные официальным Лондоном 16 июля, к нашему большому сожалению, делают невозможным в дальнейшем сотрудничество между Россией и Великобританией в деле борьбы с терроризмом".

"Предпринятые Москвой шаги носят адресный, взвешенный и минимально необходимый характер. Мы были вынуждены пойти на их принятие, учитывая сделанный в Лондоне сознательный выбор в пользу ухудшения отношений с нашей страной", - подчеркнул представитель российского внешнеполитического ведомства.

"Принимая решение о формах нашей реакции, в Москве в полной мере учитывали интересы простых граждан наших стран, туристов, деловых и журналистских кругов, участников научных и культурных обменов", - пояснил он. "В любом случае Москва не искала размолвки с Лондоном", - отметил Камынин.

Он также отметил, что "занятая новым правительством лейбористов позиция по отношению к России основывается на чем угодно, только не на здравом смысле и не на свойственном британцам прагматизме и уважении закона".

"Чего стоит только требование к суверенной демократической стране изменить свою Конституцию ради выдачи одного гражданина, подозреваемого по делу Литвиненко", - добавил Камынин. По его словам, в Москве "убеждены, что в конечном итоге здравый смысл возобладает и российско-британские отношения освободятся от искусственных обременительных проблем, будь то внутриполитическая конъюнктура в Великобритании или стремление разыграть российскую карту европейской политики".

комментарий

Сергей Караганов,
Президент Совета по внешней и оборонной политике:

- Действия российской стороны были стопроцентно предсказуемыми. Я просто не представлял себе, что они могут быть какими-либо другими. Таких действий требуют законы жанра. Если бы Россия "проглотила" британский выпад, то это бы означало признание некой своей вины. Чего Москва не делала даже в годы "холодной войны". Что касается самого факта высылки, то начнем с того, что британцы сами загнали себя в угол своими собственными заявлениями, и должны были каким-то образом продемонстрировать свое недовольство. Они выбрали довольно ограниченный вариант. Можно было бы предпринять более жесткие действия, учитывая накал антироссийских настроений, который был вызван полониевым скандалом и "делом Лугового". Российская сторона в свою очередь отреагировала совершенно точно. Но проблема заключается в том, как пойдут дела дальше. Очевидно, что несколько лет стороны соревновались в том, как "уесть" друг друга. Все началось с отказа Британии в выдаче двух лиц, которых в России считают преступниками - господ Березовского и Закаева. После того как британцы, ссылаясь на решение суда, отказали в выдаче, российская сторона стала проявлять свое неудовольствие всякими косвенными методами. Сейчас пора остановиться. Это упражнение все больше напоминает соревнование мальчиков, кто дальше плюнет. Российско-британским отношениям уже и так нанесен достаточный ущерб. Причем в связи с вопросом, который не имеет существенного значения ни для одной, ни для другой страны. Надеюсь, что начатая процедура высылки дипломатов будет последним шагом в этом фарсовом рецидиве "холодной войны". И за ним последуют нормальные переговоры, а не взаимные упреки.

Внешняя политика Великобритания МИД