На улицах турецких городов царит предпраздничное настроение. Повсюду национальные флаги, портреты кандидатов в депутаты и плакаты с партийными лозунгами. Митинг одной партии следует за демонстрацией другой. Активно участвует в предвыборной кампании молодежь. И это неудивительно: ведь люди, которым нет еще 35 лет, составляют две трети населения страны. Именно это обстоятельство предопределяет ожидаемую высокую явку.
Напомним, что к выборам привел затянувшийся кризис с избранием в парламенте нового президента. Кандидатура Абдуллаха Гюля- министра иностранных дел в правительстве, сформированном лидером правящей религиозной Партии справедливости и развития (ПСР) Реджепом Тайипом Эрдоганом - не набрала необходимых двух третей голосов депутатов.
Причиной стал бойкот процедуры избрания со стороны основной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП), возглавляемой Денизом Байкалом. Эта партия была создана основателем Турецкой Республики Мустафой Кемалем Ататюрком. Она свято хранит традиции секуляризма и ставит целью построение процветающего демократического светского государства.
Значительная часть турецкого общества, которая разделяет идеи кемализма - чиновничество, интеллигенция, деловое сообщество, опасается, что в случае, если пост президента окажется в руках представителя партии, не скрывающей четкой исламской ориентации, то светские силы потеряют последнюю сдерживающую инстанцию. Президент в Турции, хотя и играет скорее церемониальную роль, тем не менее обладает правом отклонять принимаемые парламентом законы. И, по мнению светской оппозиции, является последним барьером на пути постепенного распространения исламских норм на все стороны жизни общества.
Немаловажной в этой связи выглядит позиция турецкой армии, которая считает себя хранительницей заветов Ататюрка. Уже четыре раза за последние несколько десятилетий военные непосредственно вмешивались во внутреннюю политику, смещая или меняя правительства. Накануне выборов по всей Турции прокатилась волна многотысячных митингов и демонстраций в поддержку светских сил и принципов кемализма. И этого правящая партия. разумеется, не может не учитывать.
Ее руководство не устает заявлять, что не посягает на основы Турецкой Республики, а, напротив, намерено развивать демократические нормы и институты. Правда, нынешний премьер Тайип Эрдоган не скрывает, что отсидел небольшой срок в тюрьме в 1999 году за публичное прочтение стихотворения, которое было расценено судебными органами как слишком "исламистское".
По мнению видного турецкого аналитика Тахи Озхана, правящая партия - явный фаворит на предстоящих выборах. Она наберет от 38 до 40 процентов голосов, что обеспечит ей от 290 до 310 депутатских мест из 550. Это несколько меньше того, чем обладала партия в прежнем составе парламента, но вполне достаточно для формирования однопартийного кабинета.
По всей вероятности, обещание Эрдогана уйти из политики, если его партия не получит большинства в парламенте, было лишь предвыборным пиаровским ходом. Ожидаемой победе Партии справедливости и развития способствуют благоприятная экономическая конъюнктура и незапятнанность ее руководства в коррупционных скандалах. Что же касается проявлений исламизации, то наиболее ярким из них стало разрешение женщинам находиться в государственных учреждениях и университетах в традиционных мусульманских платках, покрывающих голову.
Второй к финишу, как ожидается, придет Народно-республиканская партия, сохранив в основном прежние позиции. Третьей по числу депутатских мандатов может стать переживающая подъем правая националистическая Партия национального действия. Она выступает против членства Турции в Евросоюзе и поддерживает жесткую линию в отношении курдских сепаратистов вплоть до военного вторжения для их разгрома на территорию Северного Ирака.