Трейсеры, а именно так называют людей, занимающихся паркуром, в ходе многочисленных тренировок учатся находить свой путь везде, включая деревья, стены, крыши, любой выступ на отвесной стене. Они выполняют при этом элементы акробатики, легкой атлетики и боевых искусств. Это возможность усовершенствовать свое тело и укрепить волю. В Москве паркуром занимаются более 6 тысяч человек. В основном это школьники от 13 лет, но есть среди трэйсеров и студенты.
Строительный развал в Парке Победы. Мы стоим на краю трехметровой стены, внизу щебенка. "Снупи", в миру московский трэйсер Дмитрий Горшков, в который раз демонстрирует мне технику арабского сальто. Если попросту спрыгнуть, отшибешь ноги, но если будешь крутиться в воздухе, создашь трение и приземлишься мягко. По крайней мере, Снупи так обещает.
Снупи 18 лет, для трэйсера возраст приличный. В 12 лет он забрался по балконам на 16-этажку и спрыгнул с пятого этажа на козырек подъезда. Начинать заниматься паркуром лучше в 12-13 лет, когда еще ничего не боишься. "А через два года все приелось, и просто прыгать было неинтересно, - жалуется Снупи. - Стал соревноваться с друзьями, кто упадет больнее. Потом решил этим зарабатывать и сейчас тренируюсь вместе с каскадерами на "Мосфильме". Они меня учат падениям, я их - прыжкам.
Так рождаются будущие каскадеры, а иногда умирают. В истории мирового паркура было несколько летальных исходов. Но Снупи оправдывается: "Балет и тот опасней".
- У меня самое страшное было, когда прыгнул сальто назад с 8-метрового выступа на асфальт, - говорит 17-летний Андрей Синягин по прозвищу Экстрим, или просто Экс. - И ничего, пронесло.
Паркур делится на три направления: фриран (преодоление заборов, парапетов и т.д. на бегу), билдеринг (городской альпинизм голыми руками) и акробатику. Перелетая скользкие парапеты и зависая головой в полуметре от асфальта, думаешь только: "Упадешь или нет?" Поэтому девиз и молитва у трэйсеров одна: "Хоть бы пронесло".
Раньше трэйсеры собирались летом в подмосковном городке Лыткарино. Там песчаный карьер и пруд рядом - в общем, земной рай для начинающих и профессионалов. Но потом все как-то затихло, и отдельные команды рассеялись по Москве. Единственное место, где они еще видят друг друга, - гимнастический клуб "Динамо".
На первом занятии седоватый мужчина окидывает меня внимательным взглядом. Это Владимир Борисович, местный тренер. "Руководство пошло навстречу и разрешило вам здесь заниматься, - говорит он. - За безопасность отвечаете сами. Что не можете, не делаете. Зал пересекаете осторожно, так же, как дорогу: смотрите вправо-влево. Будут вопросы по технике - помогу".
Следующие два часа на тебя обрушивается ощущение сказки. Резко, неожиданно, что ты не успеваешь понять, как это - вот так просто забавляться на всех этих снарядах. Ты много слышал о том, как гимнасты плачут на тренировках, как им больно и трудно. И это на самом деле так. Но тебе легко и весело. Совершаешь головокружительные прыжки, эффектные падения, прямо как в фильмах.
"В "Динамо" хорошо, единственная проблема - надо платить - 250 рублей за 2,5 часа занятий. Мечтаю, что через пару лет власти выделят место в Москве под строительство небольшого парка с баррикадами для трэйсеров!" - делится мыслями с корреспондентом "РГ" будущий президент Российской Федерации паркура Заур Абдурагимов. Федерация будет создана этим летом. Ее представительства есть уже в 46 регионах страны. Заур - 22-летний титан, полтора года занимавшийся организацией представительств. Его мечта - создать некое братство трэйсеров и открыть школы паркура.
"А еще я боюсь, что рано или поздно нас запретят. Потому что сколько случаев было, когда парни через ментов прыгали, сальто крутили, ноги ломали. Оттого и думают многие, что паркур - это новое хулиганское искусство. Но все не так. Это смесь китайского цирка, системы ниндзя и русских богатырей, - продолжает Заур.- Ты думаешь, наши богатыри просто так, что ли, дрались? Нет, там были крепости, которые они брали очень хитрыми способами. И все элементы, которые выполнялись ими раньше, сегодня просто иначе называются.
В жизни люди часто говорят себе: "Нет! Это невозможно!" А философия паркура говорит: невозможное возможно. Поэтому искусством паркура могут заниматься лишь те, кто понимает его философию. Глядя на холодную щебенку там, внизу, мне начинает казаться, что я эту философию понял. И я прыгаю.
Справка "РГ"
"Parkour", измененное от французского слова "parcours", в переводе означает дистанция, траектория, полоса препятствий.