Во втором квартале 2007 года в динамике российского импорта из дальнего зарубежья, а это один из самых "чувствительных" макроэкономических показателей, произошел радикальный перелом.
По общим темпам прироста это пока еще не очень заметно. В январе прирост к январю 2006 года, по уточненным данным Федеральной таможенной службы, составил 58,1 процента, и в апреле увеличился до феноменального уровня в 59,9 процента. Но уже в июне, по предварительным данным таможенной статистики, относительно июня 2006 года импорт из стран дальнего зарубежья составил 14,1 миллиарда долларов и увеличился всего на 34,3 процента.
Рубль - не стимул?
Двойное падение динамики, тем более если она принимает характер тенденции, озадачивает. Даже с поправкой на сезонность и возможную неполноту предварительных данных показатели импорта традиционно отличаются большей стабильностью по сравнению с экспортом. Если рубль укрепляется не по дням, а по часам и никто в ближайшее время не собирается его останавливать, то резкое торможение импорта может означать ослабление потребительского и инвестиционного спроса. Правда, конкурентоспособность импорта может сдержать удорожание евро, но вряд ли это можно считать мощным фактором на фоне растущего ввоза из развивающихся стран, чьи валюты отнюдь не переоценены.
Показатели нарастающего итога, как уже говорилось, пока скрывают масштаб тенденции. Но уже квартальные данные показательны. Так, за апрель-июнь 2007 года импорт из стран дальнего зарубежья в стоимостном выражении составил 29,8 миллиарда долларов США и по сравнению с аналогичным периодом 2006 года увеличился всего на 9,6 процента. В то же время соответствующий показатель января-марта 2007 года достигал внушительных 54,0 процента. То есть фактически динамика импорта во втором квартале по сравнению с первым упала более чем в 5 раз, и здесь уже конъюнктурными объяснениями не отделаешься.
Ослабление спроса...
Об ослаблении спроса на потребительский и инвестиционный импорт свидетельствует и динамика ввоза по отдельным товарным группам. Так, импорт машиностроительной продукции в июне по сравнению с предыдущим годом увеличился всего на 36,2 процента, текстильных изделий и обуви - на 70,3 процента, продовольственных товаров и сырья для их производства - на 23,1 процента, химической продукции - на 16,3 процента. Напомним, что соответствующие показатели мая были 48,4 процента, 90,3 процента, 40,4 процента, 14,4 процента. Апрельские же цифры динамики еще выше: 71,6, 93,7, 51,0 и 25,5 процента соответственно. Отметим, что аналогичные показатели первого квартала 2007 года были хотя и несколько ниже, но все же выше июньских, а главное, шли по нарастающей динамике.
Смена предпочтений
Помесячные колебания динамики импорта не имеют столь принципиального значения с точки зрения определения хотя бы среднесрочной тенденции. И все же некоторые цифры по-своему показательны. При росте одних стабилизация или сокращение других говорит о ближайших подвижках инвестиционного и потребительского спроса, его возможных абсолютных ограничениях, вызванных прежде всего высокими инфляционными ожиданиями.
Так, импорт машиностроительной продукции в июне по сравнению с маем увеличился на 14,2 процента и достиг 7,9 миллиарда долларов США, тогда как стоимостный объем ввоза текстильных изделий и обуви остался на уровне предыдущего месяца и составил 434,5 миллиона долларов США, а импорт продовольственных товаров и сырья для их производства уменьшился на 3,9 процента до 1,9 миллиарда долларов США, химической продукции - на 6,2 процента до 1,9 миллиарда долларов США.
Это означает, что ввоз инвестиционных машин и оборудования, с одной стороны, остается на высоком уровне, отражающем высокую динамику инвестиций в основной капитал. С другой стороны, ввоз иномарок в ближайшее время, очевидно, несколько замедлится, как ввиду роста их внутреннего производства, так и вследствие относительной дороговизны и ограничений спроса, по крайней мере - сезонного.
Продовольствие и конкуренция
Неравномерность ввоза продуктов питания отражает их предыдущие высокие темпы, принятые меры ограничительного характера и общую сложность ситуации на продовольственном рынке России, включая высокий рост цен. В группе продовольственных товаров и сырья для их производства импорт мяса и субпродуктов сократился на 11,7 процента, овощей - на 22,2 процента, рыбы - на 20,0 процента, алкогольной и безалкогольной продукции - на 13,7 процента, масла растительного - на 23,4 процента, а объем закупок фруктов и орехов в стоимостном выражении остался на уровне предыдущего месяца. При этом импорт сахара увеличился в 1,8 раза, зерновых культур - на 33,1 процента, табака - на 31,1 процента, молочных продуктов - на 12,5 процента,
В импорте текстильных изделий и обуви выросли закупки текстильных материалов на 14,3 процента, трикотажной одежды - на 4,3 процента, обуви - на 2,1 процента, вместе с тем закупки хлопка уменьшились на 12,6 процента, химических нитей - на 8,8 процента, готовых текстильных изделий - на 5,9 процента. При этом поставки химических волокон, трикотажного полотна, текстильной одежды практически не изменились по сравнению с маем текущего года. И хотя это не повод для глобальных выводов, очевидно, конкуренция готовых изделий в легкой и швейной промышленности усиливается.
Темпы прироста импорта из дальнего зарубежья в 1 полугодии 2007 года