Палата представителей конгресса США в середине июля одобрила законопроект о противодействии созданию "газовой ОПЕК". Одновременно в противовес этой гипотетической структуре Туркмения договорилась с Ираном о транзите туркменского газа в Турцию и через Турцию на Балканы. Причем параллельно с иранским газом, что впервые за последние 10 лет не вызвало протестов со стороны США и ЕС. Более того: такой туркмено-ирано-турецкий газопроводный проект будут финансировать в основном "западные" структуры.
Таким образом, налицо попытка создать отвечающий долгосрочным интересам США и ЕС ирано-туркменский газовый альянс, который будет конкурировать с российскими поставками в Европу. Что касается "газовой ОПЕК", то речь идет о согласовании газоэкспортной политики между Алжиром, Катаром и Венесуэлой, о чем эти страны договорились еще осенью прошлого года. Россия, как известно, отказалась присоединиться к этому блоку (как и
другие страны СНГ - поставщики газа, Норвегия, Голландия, Нигерия, Индонезия, Бруней, Мексика, ОАЭ). Иран присоединился к блоку частично: только в сфере консультаций по ценовым вопросам. Но, по имеющейся информации, не исключено подключение к упомянутому блоку Ливии, Ирана, Судана, Малайзии и Боливии.
Похоже, впервые за многие годы согласие США и ЕС на рост поставок газа в "еврорегион" из Ирана и через Иран нацелено на решение двух взаимосвязанных задач: усиление конкуренции с российским газом в Европе и предотвращение "смычки" Ирана с политически радикальными государствами-газоэкспортерами. Кстати, туркменский (через Иран) и иранский газ уже поставляется в Армению и Грузию, а договоренности о туркменском транзите через Иран были достигнуты еще в период правления С.А. Ниязова- осенью прошлого года. По экспертным оценкам, благодаря ирано-туркменскому газоэкспорту в Европу спрос там на российский газ к 2010-2011 годам может сократиться на 15-17 процентов, если Россия не понизит свои газоэкспортные цены. Характерно и то, что финансировать строительство туркмено-ирано-турецкого газопровода примерно на 65 процентов будут фирмы США, стран- членов ЕС и Японии.
Следует оговоритьcя, однако, что антииранская кампания в США периодически вспыхивает с новой силой из-за политических разногласий в самом американском руководстве. И, пока стабилизации обстановки в регионе не предвидится, основные газовые маршруты все равно пойдут через Россию.
Теоретически же можно предположить, что иранский и туркменский газ, можно сказать, "вольется" в азербайджано-турецко-балканский газопровод, сооружение которого тоже финансируют в основном "западные" структуры. Совместный же "прессинг" газа из Азербайджана, Ирана и Туркмении в Европу к 2010-2011 годам, по аналитическим прогнозам, снизит там спрос на российский газ минимум на 20 процентов - опять-таки, если Россия не понизит свои газоэкспортные цены. Причем намечены ответвления от этой "объединенной артерии" в западный регион бывшего СССР. А средняя же экспортная цена туркменского, азербайджанского и иранского газа в Европе прогнозируется на 15-25 процентов меньше, чем тамошние расценки на российское газовое сырье.
По имеющейся информации, до четверти, а то и до трети среднегодовой газодобычи Туркмении, возможно, будет экспортироваться не через Россию, подтверждением чему также является предстоящее возобновление переговоров с США, странами Южной Азии, Великобританией, Францией и Японией об их участии в сооружении газопровода Туркмения-Иран-Пакистан-Индия. Однако далеко не факт, что ход этих переговоров будет успешным, поскольку страны региона прекрасно понимают как раз собственную выгоду от скоординированной газовой политики.
Между тем
Госдепартамент США на днях выступил против участия Ирана в евроазиатских энергетических проектах. Но Евросоюз, Турция и Туркмения не отреагировали на такое мнение Вашингтона. Аналитики считают, что США, что называется, запустили "пробный шар" с целью уточнить позицию по этому вопросу Брюсселя, Анкары и Ашхабада. Так как их позиция отлична от американской, Соединенные Штаты, в рамках их нынешней стратегии в отношении России, откажутся скорее всего от политических препятствий конкуренции иранского и туркменского газа с российским.