Серьезные вопросы остались без ответов
Подводя итоги весенней сессии, спикер СФ Сергей Миронов привел немало цифр, свидетельствующих, по его мнению, об активной работе верхней палаты парламента. Действительно, начиная с января и по середину июля Совет Федерации рассмотрел и одобрил почти такое количество законов, которое обычно палата принимает за год. Во время весенней сессии было рассмотрено 5 конституционных законов и 226 федеральных, из которых был одобрен 221. А за весь 2006 год парламент одобрил 277 конституционных и федеральных законов.
У такой "скорострельности" есть объяснение: нынешний год является предвыборным, и поэтому парламентарии спешат принять законы, которые надолго обеспечат преемственность проводимого в стране курса. Прежде всего это касается финансовой политики.
Пожалуй, одним из наиболее важных событий сессии стало одобрение в апреле парламентом поправок в Бюджетный кодекс, которые фактически передают исполнительной власти (т.е. правительству и президенту) полномочия по формированию федеральных бюджетов. Председатель палаты Сергей Миронов честно признавался, что у него есть "серьезные вопросы" к этому документу. Дело в том, что из кодекса, по его словам, "куда-то уплыло" упоминание о трехсторонней комиссии по совершенствованию межбюджетных отношений. В эту трехстороннюю комиссию помимо представителей кабинета министров входили также депутаты Госдумы и члены Совета Федерации. Таким образом, участие парламентариев в разработке очередных финансовых планов страны может оказаться под вопросом.
Главным же аккордом финансовой реформы было принятие трехлетнего федерального бюджетного плана, рассчитанного на 2008-2010 годы. В нем сенаторы также отыскали немало поводов для критики. Членов СФ удивило, например, снижение расходов на реализацию национальных проектов. Так, на финансирование проекта "Образование" в 2008 году из федерального бюджета планируется выделить 42,9 млрд. рублей, в 2009 году - 21 млрд. рублей, а в 2010 году всего 0,2 млрд. рублей. Похожая ситуация будет складываться и с остальными тремя нацпроектами. "В этой связи совершенно непонятна дальнейшая судьба национальных проектов: будет ли их реализация продолжена или правительство начало планомерную подготовку по их прекращению?" - задается вопрос в аналитической записке Комитета СФ по бюджету. Этот вопрос, впрочем, остался без ответа.
В этой записке констатируется: "Анализ структуры расходной части федерального бюджета показал, что в 2008 году сумма всех расходов на социальную сферу примерно в два раза меньше, чем расходы на правоохранительную деятельность и оборону". При этом те финансовые вливания, которые получают спецслужбы и правоохранительные структуры, не всегда расходуются эффективно: по данным, которые привел на одном из недавних заседаний СФ Генпрокурор Юрий Чайка, в прошлом году в России было зарегистрировано примерно 3 млн. 800 тысяч преступлений разной тяжести - это на 8,5 процента больше, чем в 2005 году. Впрочем, вопрос о повышении эффективности бюджетных расходов во время обсуждения "трехлетки" в Совете Федерации не поднимался.
Изгнание "варягов"
Зато очень много в этом году в Совете Федерации говорилось о повышении эффективности работы самих органов власти. Одним из главных объектов реформ стал сам Совет Федерации. Так, под занавес весенней сессии сенаторы одобрили поправки в закон о формировании верхней палаты парламента, в соответствии с которыми был фактически установлен ценз оседлости для членов СФ. Инициатором введения этих поправок стал спикер СФ Сергей Миронов. Поправками устанавливается, что на должность члена СФ может быть назначен гражданин России, проживший не менее 10 лет на территории того региона, от которого он выдвигается на пост сенатора.
Впрочем, ценз оседлости, в соответствии с принятыми поправками, не распространяется на бывших сотрудников правоохранительных органов, спецслужб, военных, а также на всех нынешних членов СФ. Некоторые парламентарии усмотрели в реформе Совета Федерации дискриминацию сенаторов по сравнению с депутатами Госдумы. Например, сенатор Людмила Нарусова напомнила коллегам, что законодательство позволяет тем депутатам, "которые безвылазно проживают в Москве, возглавлять партийные списки в весьма отдаленных от столицы регионах". Согласившись с мнением о том, что закон о формировании СФ можно будет переделать, сенаторы одобрили поправки о введении ценза оседлости.
Кстати, согласно опубликованному в начале нынешней весенней сессии докладу СФ о состоянии законодательства в России почти 70 процентов принимаемых парламентом документов - это законы о внесении изменений в уже действующие законы. Таким образом, наши парламентарии занимаются преимущественно тем, что постоянно поправляют сами себя.
Впрочем, такой стиль работы не мешает парламентариям думать о совершенствовании деятельности других ветвей власти. Так, весенняя сессия СФ началась с принятия закона, запрещающего вице-премьерам и федеральным министрам правительства России иметь двойное гражданство. Ранее аналогичный запрет был введен в отношении премьер-министра. Сенаторы также единодушно проголосовали за нашумевшие поправки в Закон "О Конституционном Суде РФ", предусматривающие, что местом постоянного пребывания КС станет Санкт-Петербург. Без лишних рассуждений члены СФ одобрили поправки, отменяющие норму о наличии юридического образования у членов Центризбиркома. Благодаря такому новшеству нынешний глава ЦИК смог занять эту должность.
Законопроектом, принятие которого далось сенаторам в ходе завершившейся сессии наиболее тяжело, стали поправки в закон о статусе члена СФ и депутата Госдумы. Эти поправки предусматривают ликвидацию особых государственных регистрационных знаков для служебных либо личных автомобилей народных избранников. Первоначально сенаторы даже проголосовали за то, чтобы отклонить принятие таких изменений. И только вмешательство в процесс голосования спикера СФ Сергея Миронова, призвавшего коллег начать борьбу с привилегиями с самих себя, заставило членов СФ снова вернуться к рассмотрению упомянутых поправок. Со второго раза они были приняты.
Наиболее наглядной иллюстрацией того, как сейчас строится работа нашего парламента, стало последнее в этой сессии пленарное заседание СФ, состоявшееся 11 июля, в ходе которого сенаторы работали с необычайным ускорением. В течение одного дня они рассмотрели около 80 законопроектов и постановлений, в числе которых, кстати, были очень неоднозначные документы, требовавшие как минимум долгого обсуждения и анализа. Это относится, например, к поправкам в законодательство о противодействии экстремизму, значительно расширившим полномочия спецслужб, которые с принятием этого документа получили право прослушивать телефоны даже простых подозреваемых в незначительных правонарушениях. Однако на этот раз у сенаторов не нашлось времени для того, чтобы детально обсудить этот противоречивый документ. В результате во второй половине нынешнего года и весь следующий год парламентариям наверняка придется самоотверженно заниматься исправлением результатов собственной работы.