Упал самолет, считающийся одним из самых надежных в мире.
Как сообщил представитель аэропорта, Ан-12 взлетел в 4 часа 16 минут по московскому времени и через шесть минут пропал с радаров. Он упал между деревней Семивраги и Домодедовским кладбищем. При этом авиагрузовик на два километра отклонился от курса. Самолет был заправлен под завязку, что усугубило ситуацию. Борт взорвался и загорелся. Как сообщили в МЧС, обломки разлетелись на огромной площади - сотни квадратных километров.
- После взлета командир воздушного судна на связь с руководителем полетов не вышел, - сообщил заместитель министра транспорта РФ Борис Король.
Борис Король сказал также, что создана техническая комиссия под руководством представителей МАК, в нее также входят представители Ространснадзора. На месте работает, кроме того, транспортная прокуратура. Аварийные самописцы найдены и готовятся к отправке в МАК для расшифровки. Образована комиссия минтранса, туда вошли представители различных ведомств. Комиссия будет заниматься вопросами оказания возможной помощи членам семей экипажа.
Как сообщили представители Росавиации, на борту самолета находились командир корабля Золотов, второй пилот Чернышев, штурман Коробков, бортмеханик Поляков, бортрадист Комарский, оператор Усачев и механик Сорокин. Самолет с бортовым номером 93912 принадлежал авиакомпании "Атран" и перевозил девять тонн груза по маршруту Домодедово - Омск - Братск. Однако вскоре появилась информация, что конечным пунктом перелета был Комсомольск-на-Амуре.
Говорить о причинах трагедии пока рано. Многое должны прояснить три "черных ящика", которые были установлены на самолете. Они все найдены, но расшифровка займет время. Однако некоторые версии специалисты могут выдвинуть уже сейчас.
Судя по всему, обвинить в трагедии плохую погоду не получится. Как сообщили в аэропорту, метеоусловия были благоприятными для вылета. Первые сигналы об образовании тумана оборудование стало давать только в полпятого утра, к этому времени Ан-12 уже горел на земле.
Так что причину катастрофы скорее всего надо искать в чем-то другом, например, в техническом или человеческом факторе. Как сообщил представитель Росавиации, летный ресурс грузового упавшего Ан-12 заканчивался меньше чем через четыре месяца: 14 ноября 2007 года. А вообще самолет эксплуатировался с 1964 года. Но в авиакомпании уверяют, что он был в хорошем состоянии. По словам представителей "Атрана", перед вылетом борт прошел всю необходимую предполетную подготовку.
О возможных версиях катастрофы "Российской газете" рассказал на правах анонимности один из известных авиационных экспертов. По его мнению, первая версия - это перегруз. Она, кстати, выдвигалась с самого начала, но потом ее опровергли представители авиакомпании. Официально на борту самолета было девять тонн груза, что для Ан-12 совсем немного. В нем оставалось еще много свободного места, еще на пять-шесть тонн - точно.
- Одно дело - сколько было на бумаге, и другое - сколько на самом деле, - сказал собеседник "РГ". - В российской авиации бывали всякие случаи, и нередко по документам значился один вес, а левого груза оказывалось в два-три раза больше. В этот раз характер падения очень похож на те происшествия, когда самолеты падали из-за перегруза, даже траектория полета отклонилась.
Другой вариант: техническое состояние самолета. Да, Ан-12 считается исключительно надежным, и это его часто губит. Как пояснил специалист, увы, часто авиакомпании слишком полагаются на надежность и не обслуживают толком технику. А зря. Был случай, когда рухнул Ан-12, подрабатывавший челночными рейсами в Турцию. У самолета в воздухе отвалился хвост. Как рассказали корреспонденту "РГ", в ходе проверки выяснилось, что в районе туалета корпус проржавел настолько, что разломился. Самолет толком никто не проверял и не обслуживал, думая, что для такой надежной машины банальный техосмотр - лишнее.
- Кроме того, на самолете могли быть установлены контрафактные детали, - сказал собеседник "РГ". - Это большая проблема сегодня. Напомню, недавно в Рыбинске задержали кустарей, которые воровали детали с завода и чуть ли не в сарае делали детали для самолетов. Потом продавали как новые авиакомпаниям, хотя детали уже были изношены. На изготовленные запчасти наносили серийные номера и обеспечивали произведенную продукцию фиктивными документами. Где гарантия, что подобные запчасти не попали и на потерпевший крушение Ан-12?
Но есть и детективная версия. Самолет, напомним, направлялся в Комсомольск-на-Амуре, где расположено известное авиационное предприятие. Там сейчас вовсю трудятся над очень интересным проектом: региональным пассажирским самолетом "СуперДжет-100". При проектировании авиалайнера были выбраны абсолютно новые подходы буквально во всем. Вокруг проекта сформировалась сильная международная кооперация. Уже на стадии проектирования удалось провести серьезную маркетинговую работу и заключить контракты на продажу десятков будущих машин.
- Сейчас в Комсомольске как раз заканчивают сборку первых машин, - сказал собеседник "РГ", - очень ответственный этап. Возможно, Ан-12 вез детали для "СуперДжетов". Но у проекта есть конкуренты, международные авиакорпорации, которым невыгодно, чтобы Россия вышла на мировой авиационный рынок. Возможно, конкуренты подстроили диверсию. Если это так, то правды мы, возможно, не узнаем. Однако я не стал бы сбрасывать и эту версию.
Досье "РГ"
В июне 1990 года Ассоциация "Транспортная авиация" была выведена из "Аэрофлота" и стала первым в стране независимым авиаперевозчиком с собственным брендом "Авиатранс".
В 1993 году компания была приватизирована. 1 января 1997 года сменила название на "Атран" - грузовые линии "Авиатранс". К настоящему времени в распоряжении компании числилось пять самолетов Ан-12, три Ан26 и три Ил76. Четверть ее акций принадлежат правительству России.
прямая речь
Роман Кришталь, генеральный директор авиакомпании "Атран":
- Ситуация сложная. Пока о причинах говорить рано, работает комиссия по расследованию. Разбившийся самолет был исправен, по техническому состоянию никаких претензий к нему не было. Ан-12 вылетел из аэропорта Домодедово в 4 часа 16 минут, а уже в 4 часа 18 минут исчез с экрана радара. То есть полет длился всего две минуты. Самолет упал примерно в 50 метрах от забора Домодедовского кладбища. Слава богу, живых не зацепили, мертвых не потревожили. Это трагедия компании.
Налет у экипажа был хороший. К примеру, у командира 6 тысяч часов, у второго пилота - 12 тысяч. Можно говорить, что это были опытные летчики.
Валерий Шелковников, член правления Всемирного фонда Безопасности полетов:
- Что можно сказать о самолете Ан-12? Это машины-труженики. Начали выпускаться с 1958 года. Всего было сделано 1234 машины. За весь период эксплуатации было 159 авиационных происшествий, из них - 19 катастроф.
Сейчас многие видят причину трагедии в возрасте разбившегося самолета. Но хочу заметить следующее. Есть американский самолет С-130 "Геркулес", который эксплуатируется уже почти 50 лет и поднялся в воздух на 4 года раньше нашего Ан-12. Эти машины похожи, что называется, один к одному: у них по 4 турбовинтовых двигателя примерно с одинаковой мощностью, не намного различается взлетная масса и крейсерская скорость. Так вот американцы не побоялись объявить, что продляют своему "Геркулесу" ресурс до 2030 года. Но, конечно, для этого они обязались сделать многое - доработать двигатели, авионику, создать мощную систему диагностики.