Рынок оплаты услуг через терминалы самообслуживания в России постепенно вытесняет другие платежные схемы - будь то карты предоплаты или перевод денег через "живого оператора".
По данным ComNews, оборот крупнейшей российской платежной системы вырос за год на 17,5 процента. Терминалы самообслуживания начинают устанавливать как салоны связи, так и многочисленные частные предприниматели. Однако с осени 2007 года, после вступления в силу указания Банка России, по которому все организации, принимающие платежи у населения, будут обязаны заключать договор с банком, количество игроков на терминальном рынке может сильно сократиться, а сам бизнес - укрупниться.
Салоны сотовой связи также начинают активно работать в сегменте рынка "платежного самообслуживания". Операторы связи пока не ведут отдельного учета платежей своих абонентов, проходящих через терминалы, однако отмечают тенденции к значительному увеличению их доле в структуре приема платежей.
Все это, однако, касается главным образом оплаты услуг связи, которые занимают хоть и важное, но далеко не первое место в общей структуре платежей россиян.
В ходе социологического опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований совместно с Всероссийским центром 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках РФ, выяснилось, что наиболее популярным платежом у россиян является оплата коммунальных услуг (87 процентов физических лиц). Здесь надо заметить, что оплата ЖКХ по-прежнему ведется главным образом через "живого оператора".
На втором месте - оплата услуг связи: мобильного (55 процентов) или стационарного телефонов (51 процент). Значительное место в структуре платежей занимает оплата налогов - около 40 процентов. Менее активно, но все же в числе регулярных платежей россияне упоминали оплату услуг доступа в Интернет (14 процентов) и страховых услуг (9 процентов).
Интересно, что совокупная доля платежей по разным видам кредитов (потребительский кредит, ипотека, автокредит, кредит на обучение, другие виды) составляет более 20 процентов. Причем доля платежей по кредитам существенна не только для москвичей и петербуржцев. Так, например, в столице России и Санкт-Петербурге платежи по банковским кредитам совершают 20 процентов опрошенных, а в городах с населением более 500 тысяч человек - 22 процента.
Такая структура платежей наглядно демонстрирует сравнительно невысокий уровень развития отдельных сегментов банковского ритейла, в частности ипотеки. Так, например, всего 2 процента респондентов совершают платежи по программе ипотечного жилищного кредитования, что в целом объясняется общим невысоким уровнем распространения данного кредитного инструмента среди населения.
Как свидетельствуют результаты исследования, большинство из представленных видов платежей совершаются как мужчинами, так и женщинами поровну. Однако есть виды платежей, существенно различающиеся в зависимости от пола плательщиков. Так, наиболее существенная разница наблюдается по оплате коммунальных услуг - женщины чаще оплачивают коммуналку. И эта ситуация вполне объяснима, прекрасный пол, как правило, в большей степени, чем мужчины, погружен в ведение домашнего хозяйства. Мужчины же в два раза чаще оплачивают штрафы, что свидетельствует о большей склонности представителей сильного пола к различным нарушениям.