31.07.2007 03:20
Экономика

Более двух третей российских производителей "безразличны" к оплате труда

Но предприятия не считают, что это влияет на их конкурентоспособность
Текст:  Сергей Цухло (заведующий лабораторией конъюнктурных опросов Института экономики переходного периода )
Российская Бизнес-газета - : №0 (614)
Читать на сайте RG.RU

Далеко не все факторы, которые, по мнению экономических властей и аналитиков, должны влиять на конкурентоспособность промышленной продукции, учитывались российскими производителями при проведении конкурентной политики в 2005-2006 годах. Если отсутствие или непридание должного (для современной экономики) значения обеспеченности предприятия ноу-хау, патентами и лицензиями стало уже привычным и мало кого удивляющим фактом, то почти такое же по масштабам отсутствие (неучет) влияния размеров зарплат на конкурентоспособность продукции выглядит несколько неожиданно. Оказывается, что уровень безразличия предприятий к оплате труда при оценке конкурентоспособности в российской промышленности составляет 69 процентов, то есть более двух третей производителей или не учитывают, или считают, что зарплата не влияла, или вообще затруднились оценить ее влияние на конкурентоспособность выпускаемой ими продукции. Поэтому рассчитывать на то, что предприятия будут сдерживать рост зарплат и наращивать производительность труда, достаточно сложно. Еще одним аргументом в пользу этого является то обстоятельство, что сами руководители предприятий (а таких среди наших респондентов около 90 процентов) считают, что уровень зарплат рабочих и ИТР на предприятиях, которыми они руководят, "ниже нормы". Таких оценок во II квартале 2007 года было получено 44 процента. Особенно много подобных ответов на небольших предприятиях, а также в легкой, химической, нефтехимической и машиностроительной отраслях. Недоплачивают своим работникам 54 процента государственных предприятий. Заметим, что это были оценки руководителей предприятий (а каково же тогда мнение самих работников...).

Маркетинг

на диком Востоке

На третьем месте по этому антирейтингу идет фактор "организация сбыта, расчетов, послепродажного обслуживания". Ему не придают значение 56 процентов предприятий, что тоже выглядит, к сожалению, нормальным для отечественной промышленности. Почти половина предприятий (это дало четвертое место) не учитывает изменение цен конкурентов, что может объясняться, скорее всего, нешироким распространением ценовой составляющей в конкурентной борьбе.

На другом полюсе (то есть этим факторам российские предприятия уделяют максимальное внимание при оценке конкурентоспособности) находятся качество выпускаемой продукции и цены на сырье и материалы. Только 23 процента предприятий считают, что эти факторы не влияют на конкурентоспособность выпускаемой продукции. Чуть больше (26 процентов) предприятий не придают значение ценам на энергоносители и тесноте связей с потребителями. Наличие в этой группе фактора "уровень и изменение качества продукции предприятий" выглядит более чем вдохновляюще: предприятия уделяли качеству выпускаемой продукции максимальное внимание при формировании конкурентной политики.

Если использовать для оценки влияния на конкурентоспособность традиционные для конъюнктурных опросов балансы (в данном случае разность между долей ответов "в сторону увеличения" и долей ответов "в сторону снижения"), то можно получить результирующее воздействие на конкурентоспособность всех использованных в опросе факторов.

Во всем виноваты издержки

Самое сильное негативное воздействие на конкурентоспособность в последние два года оказывало изменение цен на сырье и материалы: почти две трети предприятий признали отрицательное влияние этого фактора на конкурентоспособность и только 12 процентов смогли обернуть указанное обстоятельство в свою пользу (баланс -52 пункта). Этот фактор негативно повлиял на конкурентоспособность во всех отраслях, особенно - в цветной металлургии (-86 б.п.), химии и нефтехимии (-75 б.п.) и легкой промышленности (-61 б.п.). А в пищевой отрасли суммарное отрицательное воздействие было минимальным (-1 б.п.), но при этом 80 процентов предприятий отрасли смогли явно оценить его влияние на конкурентоспособность своей продукции.

Столь же массовым было негативное воздействие на конкурентоспособность изменения цен и тарифов на энергоносители: 63 процента против 11 процентов. Но от этого фактора отрасли пострадали более однородно. Минимальное негативное воздействие (-19 б.п.) имело место в промышленности строительных материалов, максимальное (-87 б.п.) - в цветной металлургии. Интенсивность негативного влияния в машиностроении оценивается балансом -54 б.п.

Третьим фактором, существенно снижавшим (-32 б.п.) конкурентоспособность продукции российской промышленности в 2005-2006 годах, было изменение транспортных тарифов. По отраслям его негативное воздействие изменялось от -63 б.п. в легкой промышленности и -60 б.п. в цветной металлургии до -8 б.п. в пищевой и -7 б.п. в лесопромышленной отрасли.

Заметим, что влияние всех три рассмотренных выше факторов зависит от отраслевой структуры издержек.

Конкуренты демпингуют

Также отрицательным, по мнению большинства предприятий, было и воздействие на конкурентоспособность выпускаемой продукции изменения цен конкурентов. Однако итоговый баланс этого фактора оказался небольшим по величине, что говорит о не слишком сильном (распространенном) влиянии фактора на конкуренто-способность продукции российских предприятий. А в большинстве отраслей уже преобладали предприятия, выигравшие от неудачной ценовой политики конкурентов.

Влияние на конкурентоспособность ценовой и зарплатной политики самих производителей оказалось в целом по промышленности нулевым. Однако по отраслям эффекты были как значимо положительные, так и значимо отрицательные.

Ты - мне, я - тебе

Наиболее эффективным (распространенным) средством повышения конкурентоспособности в российской промышленности было поддержание тесных связей с потребителями продукции: только 2 процента предприятий снизили свою конкурентоспособность из-за проблем в этой области, тогда как 72 процента обратили этот фактор себе во благо. В наибольшей степени здесь преуспели металлурги, химики и нефтехимики, машиностроители и легкая промышленность.

Второе место фактора "уровень и изменение качества продукции предприятий" вселяет уверенность, что предприятия не только понимают необходимость повышения качества продукции, но и максимально широко прибегают к этому аргументу в конкурентной борьбе. Наибольший положительный вклад в рост конкурентоспособности внесла "борьба за качество" в легкой промышленности (+76 б.п.), ЛПК (75 б.п.) и черной металлургии (73 б.п.). Заметим, что ни в одной из отраслей не получено отрицательных балансов, т.е. все отрасли промышленности предпринимали (считали, что предпринимают) достаточно усилий в этой области, и результатом стало увеличение отраслевой конкурентоспособности за счет роста качества выпускаемой продукции.

Третье место (с большим отрывом от первых двух) занимает фактор "организация сбыта, расчетов, послепродажного обслуживания". Достаточно широкая распространенность этого аргумента конкурентоспособности и положительный эффект тоже следует расценивать как положительный сигнал: российская промышленность думает не только о том, как произвести, но и как продать, а потом обслуживать свою продукцию.

2007 год: внимание на инновации

В 2007 году уровень безразличия российских предприятий к факторам, формирующим конкурентоспособность выпускаемой продукции, в целом принципиально не изменился. Единственным значимым сдвигом в приоритетах предприятий стало снижение безразличия по отношению к обеспеченности предприятия ноу-хау, патентами, лицензиями. Если в предыдущие два года этот фактор не использовали, не имели от него эффекта или затруднялись оценить его воздействие 71 процент предприятий, то в 2007 году таковых будет только 61 процент. Тоже, конечно, много, но все-таки некоторый прогресс есть. Не изменилось отношение предприятий к оплате труда на предприятии как фактору конкурентоспособности выпускаемой продукции. По-прежнему 69 процентов производителей не смогли спрогнозировать его влияние. И также больше всего определенности у предприятий по поводу значимости для конкурентоспособности качества выпускаемой продукции (только 20 процентов предприятий считают, что этот фактор не важен, не имеет влияния, или затрудняются с оценкой его воздействия на конкурентоспособность). Несколько возросла, что, впрочем, вполне естественно, неопределенность в отношении цен на сырье, транспортных и энерготарифов.

Предполагаемое в 2007 году влияние рассматриваемых факторов на конкурентоспособность продукции также принципиально не изменилось. Прежним остался набор факторов, которые, по мнению предприятий, будут негативно влиять на конкурентоспособность. Как и ранее, в эту группу входят "изменение цен и тарифов на энергоносители"

(-50 б.п.), "изменение цен на сырье и материалы" (-45 б.п.) и "изменение транспортных тарифов" (-41 б.п.). От роста энерготарифов пострадают (в смысле конкурентоспособности) все отрасли, особенно сильно - металлурги, химики и машиностроители. Минимальные потери от энергетиков прогнозируются в пищевой отрасли и промышленности строительных материалов. Столь же безрадостны ожидания производителей и по поводу роста цен на сырье и материалы. От этого тоже пострадают все отрасли, самые пессимистичные прогнозы у пищевиков, металлургов и химиков. Транспортных проблем при отстаивании своих конкурентных позиций тоже не избежит ни одна отрасль.

 

 

 

 

 

 

Зарплата