01.08.2007 02:00
Происшествия

Причиной катастрофы Ан-12 мог стать отказ двигателей

Специалисты МАК приступили к протоколированию переговоров разбившегося Ан-12
Текст:  Сергей Серов Наталия Ячменникова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4428)
Читать на сайте RG.RU

В распоряжении комиссии, расследующей авиационную катастрофу в районе аэропорта Домодедово, случившуюся 29 июля, оказалась лишь пленка с разговором экипажа.

Самый важный "черный ящик", регистрирующий технические параметры самолета, как официально заявил Межгосударственный авиационный комитет, "подвергся интенсивному тепловому воздействию, магнитная лента полностью разрушена высокотемпературным воздействием и параметрическая информация восстановлению не подлежит".

Звуковой бортовой регистратор в очаг пожара не попал, его носитель информации - магнитная проволока - не пострадал. Начата процедура прослушивания и протоколирования переговоров экипажа в последнем полете. Также продолжается работа членов комиссии на месте падения самолета.

Точная причина падения Ан-12 еще не установлена, но скорее всего она кроется в отказе двигателей, хотя перегруз самолета тоже не исключается.

Как удалось выяснить "Российской газете", у одного из самых надежных транспортных самолетов в мире, каким справедливо считается Ан-12, слабым местом является как раз режим взлета.

Вот какую статистику привел нам член правления Всемирного фонда безопасности полетов Валерий Шелковников:

31 января 1959 года Ан-12 ВВС СССР, который, кстати, был выпущен годом раньше, потерпел катастрофу при взлете в аэропорту Витебск из-за самопроизвольного неожиданного изменения положения триммера руля высоты. В живых остался лишь стрелок-радист, находившийся в хвостовой части фюзеляжа.

7 декабря 1963 года самолет Ан-12 гражданской авиации после взлета в Киренске потерпел катастрофу из-за проблемы подачи топлива в двигатели N 1 и N 2, их остановки и отказа автоматической системы флюгирования. Самолет потерял управление и разбился.

6 марта 1967 года Ан-12 Полярной авиации потерпел катастрофу при взлете в Салехарде из-за отказа системы "уборка - выпуск" закрылков. Погибли пять членов экипажа.

1 октября 1970 года самолет Ан-12 гражданской авиации потерпел катастрофу после взлета из аэропорта Мыс Каменный из-за первоначального отказа двух двигателей, резкого падения мощности третьего по причине проблем в топливной системе. Погибли восемь человек, находившихся на борту.

1 мая 1974 года самолет Ан-12 гражданской авиации разбился после выполнения аварийного (срочного) взлета с полярной станции СП-22 в Северном Ледовитом океане из-за столкновения с ледяными торосами по курсу взлета. Причиной немедленного взлета явилось неожиданное разрушение ледового аэродрома. Из 16 человек, находившихся на борту, погиб один. Самолет сгорел.

13 января 1987 года самолет Ан-12 ВВС Эфиопии потерпел катастрофу после взлета в аэропорту Асмара (Эритрея). Погибли 54 военнослужащих, находившихся на борту.

19 октября 1987 года самолет Ан-12 авиационной промышленности потерпел катастрофу при взлете с аэродрома Комсомольск-на-Амуре. Командир пытался взлететь с взлетно-посадочной полосы, покрытой снегом, с попутным ветром, ночью. Самолет не смог "оторваться с последней плиты", врезался в гаражные постройки за пределами аэродрома, загорелся. Все девять пассажиров, находившихся на борту, погибли.

10 августа 1990 года самолет Ан-12 ВВС Афганистана потерпел катастрофу сразу после взлета. 83 человека, находившихся на борту, погибли.

20 августа 1993 года самолет Ан-12 гражданской авиации N RA-11375. Произошло авиационное происшествие при взлете из аэропорта Славгород. Сразу после взлета на высоте 40-60 метров отказали два двигателя N 2 и N 4 из-за столкновения с птицами. Самолет упал в восьми км от аэродрома и загорелся. Никто не пострадал.

4 февраля 1998 года самолет Ан-12, зарегистрированный в Болгарии, принадлежащий болгарской авиакомпании Air Sofia и переданный в лизинг португальскому оператору Air Luxor, потерпел катастрофу при взлете из португальского аэропорта Terceira-Lajes. Самолет перевозил почту на Азорские острова. Сразу после взлета отказал двигатель N 3, и самолет стало уводить вправо. Через шесть секунд отказал двигатель N 4. Через некоторое время самолет свалился в штопор и столкнулся с небольшим холмом, расположенным в нескольких сотнях метров от торца взлетно-посадочной полосы. Погибли все семь человек, находившихся на борту.

23 июля 1998 года самолет Ан12 гражданской авиации N RA-11886 потерпел авиационное происшествие при взлете с аэродрома Пушкин. Двигатель N 4 отказал в момент отрыва, правое крыло задело за землю. Самолет приземлился на взлетно-посадочную полосу, затем сошел с ВПП на расстоянии 250-300 метров и загорелся. Никто не пострадал.

Как показывает аварийная статистика, каждое второе ЧП на взлете Ан-12 связано с отказами двигателей.

Аварии и катастрофы