01.08.2007 04:00
Общество

Преподаватели и врачи не получат прибавок в ближайшие три года

За 2008-2010 годы средняя зарплата увеличится в полтора раза
Текст:  Евгений Гонтмахер (руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4428)
Читать на сайте RG.RU
Впервые в истории новой России принят трехлетний бюджет - сразу на 2008-2010 годы. Недавно его подписал президент, и в ближайших номерах "РГ" начнет печатать основной экономический закон страны. Таким образом, государство попробовало определить на несколько лет вперед экономическое и социальное будущее страны. Что же там просматривается, если сосредоточиться на вопросах нашего уровня жизни?

Доход придется подтянуть

Начнем с доходов тех россиян, благосостояние которых напрямую зависит от государства. По прогнозу правительства, численность бедного населения России к 2010 году составит всего 15 млн. человек против 30 млн. в 2003 году. Это отрадный факт, но не стоит забывать, что официальная черта бедности - это все тот же прожиточный минимум, введенный еще в 1992 году, как было тогда сказано в указе президента, "на период кризисного состояния экономики". Кризис, к счастью, давно прошел, по объему ВВП Россия догнала уровень 1991 года, когда применялась другая "черта бедности" - минимальный потребительский бюджет (МПБ), который примерно в 2 раза тучнее прожиточного минимума. Поэтому оперировать устаревшей методикой подсчета малообеспеченных и в 2010 году, на мой взгляд, ошибка, скрывающая истинное положение дел. Хотя прогресс в преодолении бедности в последние годы очевиден, и такая тенденция, будем надеяться, сохранится и далее.

Но этот вопрос еще долго будет актуален для российского общества.

Оптимистический, но одновременно и трезвый подход актуален и в вопросе о размере минимального размера оплаты труда. Предусмотрено к 2011 году довести эту величину практически до прожиточного минимума трудоспособного населения. Но это все равно будет лишь половина МПБ, который является нижней границей нормального воспроизводства рабочей силы, обеспечивающего не только физиологическое выживание, но и достойную жизнь.

Есть проблемы и с оплатой труда. Да, за 2008-2010 годы средняя зарплата (в реальном выражении) увеличится практически в 1,5 раза. Это очень неплохой темп. Но касается ли он всех категорий работающих? Оказывается, нет. В бюджетной сфере федерального подчинения номинальное увеличение за три года составит всего 20 процентов, что соответствует темпам инфляции - и не более того. Получается, что преподаватели вузов, медицинский персонал федеральных центров, академическая наука, работники ведущих учреждений культуры фактически так и не получат прибавку к нынешней крайне низкой зарплате. Оценки показывают, что 16 из 18 ставок единой тарифной сетки по оплате труда в бюджетной сфере (а она до сих пор используется на федеральном уровне) и в 2010 году будут ниже прожиточного минимума, не говоря уже об МПБ.

Эта проблема ставит под угрозу столь необходимый стране прорыв в образовании, культуре, охране здоровья, инновациях. А неудовлетворительное состояние человеческого потенциала резко осложняет и экономические перспективы России.

Рожай, не хочу

Пожалуй, наиболее цельный раздел в федеральном бюджете на 2008-2010 годы посвящен финансированию мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации в стране. На эту цель выделяются значительные ресурсы: в 2008 году - 43,9 млрд. рублей, в 2009 году - 47,6 млрд. рублей, в 2010 году (с учетом предоставления материнского капитала) - более 90 млрд. рублей.

Актуальным вопросом обеспечения приемлемого уровня социальной поддержки населения и исполнения государственных обязательств является финансовое выравнивание и обеспечение бюджетов регионов. Предусмотренное на 2008 год увеличение Федерального фонда финансовой поддержки регионов позволит снизить различия между 10 наиболее и 10 наименее финансово обеспеченными субъектами Российской Федерации с 13 раз в настоящее время до 4 раз. Эту тенденцию тоже можно оценить положительно при единственной, но очень существенной оговорке. Не пора ли от политики докармливания регионов из рук милостивого Центра перейти к политике, когда подавляющая часть субъектов РФ будут финансово самодостаточными? Для этого надо в предстоящие три года сформировать такую налоговую систему, которая, в отличие от нынешней, оставляла бы муниципалитетам и регионам столько доходов, сколько необходимо для самостоятельного решения социальных вопросов.

Пенсии с двумя неизвестными

С 1 февраля 2008 года из нынешнего Стабилизационного фонда выделяется Фонд национального благосостояния в размере 470,7 млрд. рублей. Эти немаленькие деньги будут использоваться, в частности, для софинансирования добровольных пенсионных накоплений (известная президентская инициатива о "пенсионном капитале"). Кроме того, в дальнейшем по мере пополнения Фонда национального благосостояния часть его средств могут служить источником покрытия дефицита пенсионной системы, который уже в 2012 году может составить 1 процент ВВП (примерно 0,5 триллиона рублей!). А это объективно тормозит улучшение жизненного положения пенсионеров. Да, размер среднемесячной трудовой пенсии возрастет до 5158,8 рубля и будет почти в 2 раза выше, чем в 2006 году. Но коэффициент замещения, характеризующий отношение среднегодового размера пенсии к уровню заработной платы, останется низким и будет составлять в 2008 году - 23,8 процента, в 2009 году - 24,2 процента, в 2010 году - 24,4 процента. Поэтому в предстоящие три года придется одновременно решать две сложные задачи: найти дополнительные источники улучшения положения нынешних пенсионеров и обеспечить безбедное пенсионное будущее тем, кто сейчас работает. Видимо, потребуются неординарные решения, но иного не дано.

А про долг забыли

Нельзя не сказать и о такой острой проблеме, как обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации. Уже не первый год на эти цели федеральный бюджет передает средства Фонду социального страхования. Однако этих денег не хватает. И к настоящему моменту образовалась задолженность в размере 4 миллиардов рублей. За этой цифрой - тысячи людей с ограниченными возможностями, которые вовремя не получили протезов и костылей, инвалидных колясок и многого другого, без чего они не могут себя ощущать социально защищенными. В трехлетнем бюджете, по оценкам специалистов, сумм на погашение этой задолженности не заложено. Хотя что такое 4 миллиарда рублей на фоне 22 триллионов рублей, запланированных к расходованию на 2008-2010 годы? Ситуацию, конечно, надо срочно поправлять, внося соответствующие изменения в планировки на 2009 и 2010 годы.

Культура пока

"в минусе"

Что обещает трехлетний бюджет отраслям социальной сферы: образованию, здравоохранению и культуре?

Цифры, к сожалению, тревожные. Фактически, если учесть прогнозируемую инфляцию, то реальное увеличение произойдет разве что в здравоохранении, физической культуре и спорте. Но, может быть, прогресс будем обеспечен за счет территориальных бюджетов: ведь за их счет обеспечивается 76 процентов расходов на образование и здравоохранение, более 90 процентов - на культуру. Учитывая эти доли, а также включив сюда расходы на ЖКХ и социальную помощь, можно оценить величину затрат на социальную сферу в консолидированном бюджете на уровне 11,2-11,7 процента ВВП. Если прибавить к ним межбюджетные трансферты на социальные цели и трансферты государственным внебюджетным фондам, то совокупная величина на социальные цели в консолидированном бюджете составит величину, равную 17-18 процентов ВВП.

Много это или мало? В развитых странах доля государственных социальных расходов составляет не ниже 25-30 процентов ВВП. И это при том, что перед этими странами не стоит актуальная для нас проблема спасти деградирующий человеческий потенциал.

Волнует и судьба приоритетных национальных проектов. Вместо того чтобы трансформировать их в полномасштабные социальные программы, дающие толчок реальным реформам в образовании, здравоохранении, жилье и АПК, их фактически растворили в многотриллионном бюджете в виде отдельных мероприятий. Какие уж тут реформы, тем более что и средств на них, как это видно из таблицы, практически не выделено. А ограничиться лишь поддержанием нынешнего положения - значит сильно рисковать будущим страны на ближайшие годы.

Если подводить итог, то принятый трехлетний бюджет можно определить в качестве необходимого, но недостаточного шага для обеспечения социального рывка России. Остается надежда на то, что когда схлынет выборная горячка, новое руководство страны внесет существенные поправки в основные бюджетные параметры на 2009-2010 годы. И закрепит наметившиеся положительные сдвиги в социальном развитии в своем плане действий на более длительную перспективу.

Соцзащита Федеральный бюджет