Новый корпус в подмосковной Рузе - прообраз больницы будущего, где время пребывания пациентов в высокотехнологичных и дорогостоящих медицинских учреждениях сокращается до минимума за счет специализированного восстановления здоровья. Об этом разговор с директором клиники реабилитации, кандидатом медицинских наук Камолидином Каримовым.
Камолидин Каримов | В России, к сожалению, пока нет четкой службы реабилитации после тяжелых заболеваний. Так сложилось, что процесс восстановления чаще всего проходит в тех же стационарах, где пациент лечится по основному заболеванию. Вот перенес он инфаркт или травму позвоночника, стало ему легче. По сути само лечение позади. Но совершенно необходима специальная реабилитация или, как мы говорим, восстановительное лечение. Ему теперь не требуются дорогостоящие процедуры, особый уход и так далее. Уже нет надобности в том, чтобы он продолжал занимать дорогостоящую стационарную койку. Да и вредно это. Есть у нас такой термин: симптом госпитализма. То есть когда само пребывание в обычном стационаре угнетающе действует на психику пациента: он невольно переносит на себя чуть ли не все больничные недуги. И в результате процесс восстановления затягивается, пациент никак не может "выйти" из своей болезни.
Российская газета | Так может, стоит его в срочном порядке выписывать? Существует же зарубежная практика, когда после проведенного утром аортокоронарного шунтирования вечером пациента отправляют домой.
Каримов | Практика такая есть. Но это явный перегиб: все-таки за таким пациентом требуется наблюдение, и оно лучше всего может быть в условиях стационара. Другое дело, что его не надо растягивать во времени. Процесс реабилитации должен проходить в иных условиях. Раньше, да и сейчас считается, что для этого существуют санатории. Но они дороги, а потому не всем доступны. Главное же: в них иные условия - там иной режим, там так называемые "досуговые компоненты" превалируют над медицинской реабилитацией. Мировой опыт свидетельствует: лучше всего возвращение к нормальной жизни, социальная адаптация проходят в специализированных клиниках восстановительного лечения загородного типа.
РГ | Насколько мне известно, таких клиник в нашей стране раз-два и обчелся...
Каримов | Вы правы. Хотя очевидно, что, помимо прочего, это очень невыгодно с экономической точки зрения: такие клиники - знаю это по собственному опыту, так как пять лет руковожу именно такой в подмосковной Рузе, позволяют экономить немалые деньги. Даже несмотря на то, что у нас есть свои бассейны, солидный комплекс физиотерапии, водо-, грязе- и теплолечение, фитотерапия, условия для занятий лечебной физкультурой, кабинет социальной реабилитации, диетпитание и так далее. И все это вкупе стоит гораздо дешевле обычных стационарных соматических коек. Учесть надо и то, что в таких клиниках особый психологический настрой - настрой на восстановление.
РГ | Мне рассказывали - может, это миф, - что вы немало времени потратили на то, чтобы настрой на восстановление был и у каждого сотрудника клиники?
Каримов | Не миф. Процесс возвращения пациента к нормальной жизни требует особого поведения каждого сотрудника. Мы проводили специальные занятия, на которых учили доброжелательности, улыбчивости, умению сострадать, выходить из конфликтных ситуаций - ведь после тяжелых болезней, травм психика человека очень уязвима. Понадобился целый год, чтобы идеология доброжелательности получила постоянную прописку в нашей клинике. Немалый нам помощник - живописная подмосковная природа. У нас даже климат особый: три четверти дней в году роза ветров направлена с северо-запада на Москву, никаких вредных примесей.
РГ | Сколько времени уходит в среднем на реабилитацию пациента в вашей клинике?
Каримов | Это зависит от тяжести перенесенного заболевания. Обычно укладываемся в две-три недели. Сейчас взят курс на строительство новых центров высоких технологий в разных регионах. Они нужны. Но... Нужно и создание центров восстановительного лечения, помня о том, что оно - важнейшая составляющая истинной профилактики. А без профилактики - это уже прописная истина - не может быть успешного наступления на болезни. К тому же профилактика куда дешевле, чем лечение. И гуманнее.