02.08.2007 03:00
Спорт

Елена Аникина: Нам предстоит принять Олимпийский закон

Текст:  Илья Дорохов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4429)
Читать на сайте RG.RU
Президент Международного Олимпийского комитета (МОК) Жак Рогге заявил, что в ближайшее время он собирается с визитом в Россию.

Это случится уже после того, как будет сформирован Оргкомитет зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи (СООК). Как будет построена работа будущего комитета, корреспонденту "РГ" помогла разобраться председатель правления Заявочного комитета "Сочи-2014" Елена Аникина.

Российская газета | Мы получили Олимпиаду. С чего начнется реализация этого амбициозного проекта?

Елена Аникина | Нам предстоит проделать огромную работу. У нас есть потенциал, бюджет, поддержка на государственном уровне. Первые два ключевых шага, которые нам предстоит теперь сделать, - принять Олимпийский закон и создать Оргкомитет.

РГ | Утверждение этого специального документа - необходимая мера?

Аникина | Только представьте, какое количество иностранных гостей к нам приедет. В связи с этим нужно адаптировать визовый режим, в законе должны быть прописаны таможенные льготы, условия работы с бюджетными деньгами, с частными инвесторами и так далее.

Согласно мировой практике, сразу после получения права проведения Игр страна принимает Олимпийский закон - некий свод специальных поправок к основному законодательству, нацеленных на создание условий для подготовки и проведения Олимпийских игр.

РГ |Когда же будет принят Олимпийский закон?

Аникина |С одной стороны, нам нужно поторопиться, так как время ограничено, а с другой - нужно предусмотреть все возможные моменты, которые будут играть роль в реализации олимпийского проекта. Думаю, до октября-ноября еще есть время на доработку и согласование закона со всеми ведомствами. Сейчас его разработкой занимается министерство экономического развития и торговли, которое в скором времени представит последнюю версию.

РГ |Сейчас формированию Организационного комитета уделяется пристальное внимание. Какова будет его структура?

Аникина |На мой взгляд, необходим отдельный закон федерального уровня, регулирующий деятельность Оргкомитета, его функции и границы ответственности. И здесь возможно несколько вариантов. Первый: Оргкомитет - это публичная структура, которая занимается налаживанием взаимодействия между всеми ведомствами, профильными государственными структурами, взаимодействием с МОК и координацией организации и проведения Игр.

Второй вариант - это орган, ответственный абсолютно за все. Я - и не только я - отдаю предпочтение второму варианту. Победа в олимпийской гонке досталась нам не благодаря тому, что в заявочный процесс было вовлечено огромное количество различных структур, а вопреки этому. То есть огромную роль сыграла объединяющая роль Заявочного комитета как центра всего заявочного процесса. Если сейчас не будет ответственного за все аспекты работы, то может получиться большая неразбериха.

Учитывая имеющиеся на сегодняшний день условия - я имею в виду специфику Сочи и уровень готовности города, - я думаю, что необходимо создать структуру с беспрецедентными полномочиями, во главе которой будет стоять человек, назначенный указом президента.

РГ |Кто, на ваш взгляд, смог бы взять на себя такую ответственность?

Аникина |Мне бы не хотелось называть конкретных фамилий, но из всех тех, чьи кандидатуры рассматриваются сейчас, из тех, кто был вовлечен в управление заявочным процессом, каждый мог бы успешно реализовать сочинский проект. Впрочем, на мой взгляд, не у всех есть желание, ведь это действительно большая ответственность.

РГ |Казалось бы, после того, как мы выиграли, желающих возглавить эту структуру будет гораздо больше?

Аникина |Теоретически вы правы. Но профессионалы понимают возможные последствия: либо медаль, либо голова с плеч. Многие предпочли бы "размыть" ответственность, переложить большую ее часть на чужие плечи.

Меня пугает, что создается огромное количество каких-то советов и комитетов, в которые входят политики, деятели культуры, чиновники от спорта - все, бесспорно, уважаемые люди, но их очень много. И я, например, не очень понимаю, а отвечать-то кто будет?

РГ |Столь масштабное мероприятие, как Олимпийские игры, часто выбивается за рамки бюджета. Готовы ли вы к такой реальности и откуда тогда придется изыскивать дополнительные средства?

Аникина |Мне лично кажется наиболее логичной форма государственной корпорации. Работая в компании "Интеррос", я отвечала за проведение множества тендеров по различным строительным проектам. В частных структурах организовано, как правило, так: в тендере участвуют 5-6 компаний, и потом среди них выбирается лучшая. И в 50 процентах случаев побеждает самое дорогое предложение, потому что за ним стоит самый профессиональный и надежный подрядчик, обеспечивающий наилучшее выполнение работы. А у нас в стране при расходовании государственных средств ключевой показатель, по которому определяется подрядчик, - это цена. С 1 января 2008 года, согласно федеральному закону о госзакупках, подряды на стройку будут разыгрываться через аукцион, единственный критерий которого - минимальная цена.

Чтобы построить такое сооружение, как санно-бобслейная трасса (а у нас в стране нет ни одного подобного объекта, который соответствовал бы международным требованиям), мы на этапе проектирования привлекали иностранных специалистов. Сейчас над проектом работает канадская компания, которая, уж точно, не самая дешевая. Но зато она была рекомендована Международной федерацией бобслея, и тут точно знают, как это строить. И уникальное сооружение построят, на его базе потом можно будет проводить мероприятия любого уровня.

Необходимо создать условия, при которых лучшие подрядчики будут заинтересованы принимать участие в тендерах, а у нас будет возможность выбрать самых достойных с учетом самых высоких требований к будущим олимпийским объектам в Сочи.

РГ |Но, судя по всему, эта проблема не единственная?

Аникина |Конечно. Например, с 25 апреля этого года все строительные контракты в рамках процедур государственных закупок заключаются по "твердой" цене. Порядок ее расчета пока не определен. Но уже сейчас ясно, что "твердая" цена не отражает ежегодного удорожания материалов - в частности, бетона, металлоконструкций, которые растут в цене до 40 процентов и даже более в год. Это означает, что риски существенного удорожания материалов полностью падают на строителей. В таких условиях строительные компании абсолютно не заинтересованы в выполнении государственных подрядов.

РГ |А лично вы как видите свое участие в подготовке к Олимпиаде?

Аникина | Опыт работы в Заявочном комитете был для меня уникальным, он изменил всю мою жизнь. Я познакомилась с огромным количеством интереснейших людей, узнала очень много новых вещей. Сейчас я чувствую, что выросла из тех задач, которые выполняла в "Интерросе", и приняла решение об уходе. Буду думать, где дальше работать. Но в любом случае надеюсь, что это будет как-то связано с Олимпиадой, потому что есть потенциал, силы, есть очень добрые, теплые отношения со многими членами МОК и желание быть вовлеченной в этот процесс.

Беседовал Илья Дорохов

Олимпийские игры