Но поскольку речь идет об огромных расходах, необходимых для того, чтобы привести жилье в порядок, пришлось восстанавливать справедливость и признать: государство должно помочь собственникам. Но важно было не просто дать денег, профинансировав капремонт. Ведь то, что достается даром, не ценится. Разве мало у нас ломают лифты, расписывают стены в подъездах? Поэтому одновременно стояла задача формирования организационного механизма по дальнейшей эксплуатации жилья. Речь идет о создании товариществ собственников жилья, выборе управляющих компаний. Этот процесс, как известно, должен быть завершен до конца года. Чтобы его простимулировать, именно через эти управляющие многоквартирными домами структуры и будут выделяться государственные средства на капитальный ремонт.
Чтобы реализовать эту идею, было решено создать особый фонд. Официальное его название - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Средства выделены серьезные - 240 миллиардов рублей. Из них 95 миллиардов рублей - на расселение аварийного фонда, и 145 миллиардов рублей - на капитальный ремонт. Плюс еще 10 миллиардов (по 5 на капитальный ремонт и на ветхий фонд) на второе полугодие этого года. Программа будет осуществляться на условиях софинансирования: часть денег даст фонд, часть выделят муниципалитеты, некоторую долю внесут сами жители-собственники. Второе обязательное условие - у дома обязательно должен быть хозяин, то же товарищество или управляющая компания. После завершения программы товарищества собственников будут работать уже абсолютно самостоятельно. Думаю, люди осознают, что многое находится в их руках.
То есть фонд не просто оказывает финансовую поддержку гражданам при приведении их жилья в нормальное, нормативное состояние, но и содействует созданию новой формы управления этим домом. С тем расчетом, чтобы, получив средства, выполнив определенный объем работ, дальше уже люди могли спокойно, в плановом режиме выделять деньги и поддерживать свое жилье в норме без государственной поддержки.
Безусловно, чтобы отремонтировать все жилье в стране, 145 миллиардов рублей недостаточно. Поэтому сейчас речь идет о выполнении первоочередных, главных работ. Мы считаем, что в общем объеме трат на ремонт доля владельцев квартир в доме должна составлять не менее 10 процентов.
При этом люди должны понимать: если распорядиться деньгами с умом, если выполнить ремонт качественно, то в дальнейшем эти траты окупятся за счет уменьшения эксплуатационных расходов по содержанию дома. Например, если не только залатать водопроводные и канализационные трубы, не только сделать утепление, но и поставить приборы учета и контроля, можно резко уменьшить платежи за воду и тепло.
Что касается ветхого и аварийного жилого фонда, общий его объем на начало 2007 года оценивается в 93 миллиона квадратных метров. Из них 11,2 миллиона квадратных метров - аварийное жилье, подлежащее немедленному сносу. Честно говоря, эти дома надо было снести уже давно. Поэтому государство взяло на себя обязательство обеспечить расселение людей, живущих на этих 11 миллионах метров в течение 5 лет, и выделило на это 100 миллиардов рублей. Это достаточно большой объем средств, если учесть, что до сих пор ежегодно на эти цели выделялось не более 1 миллиарда рублей в год. Главная задача сейчас - проинвентаризировать это жилье, посмотреть, в каком состоянии находится, кто в нем проживает. И затем местные власти составят четкий план по ликвидации этих аварийных метров, по переселению жителей.
Минрегион России 127994, Москва,
ул. Садовая-Самотечная, д. 10/23, стр. 1.
Многоканальный телефон: (495) 980-25-47.
Факс: (495) 699-38-41
(в том числе для приема обращений граждан).
Как привести дом в порядок
Закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" принят и подписан президентом. "Российская газета" опубликовала его 27 июля. В ближайшее время будет сформировано руководство фондом, а к декабрю появятся все необходимые регламентирующие документы.
1. Все ли муниципалитеты и ТСЖ смогут получить деньги Фонда?
Нет, не все. Деньги фонда выполняют роль "морковки" - их получат те регионы, муниципалитеты (и в конечном итоге те жители), где выполняется целый ряд условий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Так, в муниципалитетах, претендующих на государственную поддержку, должна активно проходить смена формы собственности у коммунальных предприятий: компании, обеспечивающие население газом, теплом, водой, занимающиеся водоотведением и очисткой стоков и утилизацией твердых отходов, должны работать на праве частной собственности, аренды или по концессионному соглашению. Чтобы получить деньги в следующем году, таких предприятий должно быть не менее 25 процентов. Позже это условие ужесточается, придется увеличить количество таких организаций до половины, затем - до 80 процентов. А к 2011 году коммунальная отрасль должна целиком и полностью перейти на коммерческие рельсы и перестать зависеть от бюджетных вливаний.
Еще одно обязательное условие - переход в регионе на полную оплату жилищно-коммунальных услуг населением, прекращение бюджетного дотирования коммунальных предприятий и направление этих средств непосредственно гражданам, для адресной поддержки малоимущих семей в виде жилищных субсидий.
2. Повлияет на получение денег создание в доме ТСЖ и выборы УК?
Не просто повлияет, а будет еще одним обязательным условием для подачи заявки в фонд. По закону, деньги смогут получить и будут распоряжаться ими только те муниципалитеты, где созданы и реально управляют многоквартирными домами специализированные управляющие компании либо сами собственники, объединившиеся в товарищества.
Это условие также постепенно будет ужесточаться: на первых порах для удовлетворения финансовой заявки будет достаточно, если ТСЖ и УК работают не менее чем в пяти процентах от общего объема жилого фонда, а к 2011 году, как предполагается, к новой форме управления перейдет уже минимум каждый пятый дом.
3. Кто и как будет решать, какой дом ремонтировать в первую очередь?
В каждом регионе, в каждом муниципальном образовании (поселении) должны уже быть или появятся в ближайшее время программы по проведению капитального ремонта и переселению граждан из аварийного фонда. Программы будут не только содержать точный перечень домов, подлежащих ремонту или сносу, но и конкретный график проведения работ.
Предполагается работать с каждым домом - определить, какие работы нужны и сколько они будут стоить. Чтобы контролировать этот процесс и не "зарывать" государственные деньги попусту, сами регионы должны установить размер предельной стоимости проведения ремонта в расчете на один метр общей площади.
4. Какие виды работ можно будет провести с учетом помощи фонда?
Закон установил точный перечень таких работ: это ремонт внутридомовых инженерных систем (все трубы, электропроводка, оборудование по подаче тепла и воды, лифты и лифтовые шахты). Важно, что в стоимость работ можно включить установку узлов управления подаваемыми в дом энергоресурсами (например, теплом), а также счетчиков, контролирующих их потребление.
Не возбраняется также получить государственные деньги на ремонт крыш и подвалов, утепление фасадов.
5. Могут ли поучаствовать в формировании заявки на ремонт сами жильцы?
Могут. Но если дом не целиком приватизирован, если в нем остаются муниципальные квартиры (а в подавляющем большинстве старых, нуждающихся в ремонте домов так и есть), собственникам нужно обратиться в муниципалитет и узнать, включен ли их дом в программу по ремонту. Там же предстоит решить, какую долю расходов жильцам придется взять на себя, сколько денег даст муниципалитет.
6. Кто будет контролировать выделение денег и их использование?
Заявки на проведение ремонтов и снос аварийных метров будут проходить строгую экспертизу при их подаче в фонд. Туда же необходимо будет предоставлять отчет о том, как использовались средства.
Однако независимые эксперты предупреждают: без контроля самих жильцов распорядиться государственными деньгами рационально будет невозможно - ясно, что у управленцев всегда будет соблазн назвать "капремонтом" косметическую покраску подъездов или другие столь же простые и недорогие работы, "списав" под них кучу денег.
Подготовила Ирина Невинная