На прошлой неделе на серьезную проблему неправильной трактовки судами российского жилищного законодательства обратил внимание первый вице-премьер Дмитрий Медведев.
На первом заседании оргкомитета по подготовке Года семьи он назвал "кричащей" ситуацию, когда судьи, ссылаясь на Жилищный кодекс, признают ребенка после развода родителей бывшим членом семьи собственника квартиры.
В результате нередко "бывший" папа расстается не только с бывшей супругой, но и с собственным ребенком, лишая его жилья. "Бред какой-то, - прокомментировал существующее положение Дмитрий Медведев. - Понятно, что ребенок бывшим быть не может. Однако такая правоприменительная практика есть, и несовершеннолетние дети реально по решению суда отправляются на улицу".
Впрочем, осенью ситуация должна измениться: Госдума приняла в первом чтении поправки в Жилищный кодекс, которые должны устранить возможность двойного толкования закона.
- Оказалось, очень трудно убедить некоторых "особо одаренных" правоприменителей, что при вынесении подобных решений суд должен в равной степени руководствоваться нормами не только жилищного, но и гражданского, и семейного права, - пояснил "РГ" автор поправки Павел Крашенинников, председатель комитета Госдумы по законодательству. - Статья 80 Семейного кодекса, например, прямо обязывает родителей содержать своих несовершеннолетних детей. Причем если один из родителей уклоняется от выполнения своих обязанностей, другой имеет право потребовать помощи в судебном порядке. Алиментные обязательства бывшего супруга включают в себя и обеспечение ребенка жильем.
Однако сложившаяся судебная практика такова, что, принимая решение по иску бывшего супруга-собственника жилья, судьи эту норму игнорируют и "записывают" в число "бывших членов семьи" не только разведенных супругов, но и их детей. А у "бывших" права на жилье, которым они не владели, а только пользовались, по Жилищному кодексу не сохраняются.
- Судебная практика пошла вразнобой, - констатирует Павел Крашенинников. - В тех регионах, где судьи принимали во внимание требования Семейного и Гражданского кодексов, интересы несовершеннолетних соблюдались. Но мне известно, по крайней мере, несколько десятков случаев, когда судебное решение принималось не в пользу ребенка, что, конечно же, неправильно и несправедливо. Потому и пришлось писать поправку в Жилищный кодекс, которая исключила бы возможность двойного толкования его норм.
Суть поправки в Жилищный кодекс проста: она сводится к уточнению, что после развода родителей несовершеннолетние дети не становятся "бывшими членами семьи" собственника и сохраняют свое право на жилье. Закон также оговаривает право матери потребовать совместного проживания с маленьким ребенком, который нуждается в ее уходе.