03.08.2007 03:00
Общество

В Арктическую экспедицию выступило исследовательское судно "Иван Петров"

Вчера в экспедицию по Северному морскому пути отправилось гидрографическое судно "Иван Петров"
Текст:  Анна Чистякова (Архангельск)
Российская газета - Поморский край: №0 (4431)
Читать на сайте RG.RU

Вчера из столицы Поморья в третий по счету рейс отправилось научно-исследовательское судно "Иван Петров". Цель экспедиции - взять пробы воды и грунта со дна арктических морей для исследований в области океанографии, метеорологии, гидрохимии, биологии и контроля за загрязнением среды в окраинных и внутренних морях Северного ледовитого океана.

Предыдущая экспедиция этого судна, которая закончилась 28 июля, была организована Государственным океанографическим институтом и продолжалась 24 дня. Ученые проводили работы в Байдарацкой губе Карского моря. Цель экспедиции была коммерческой - получение данных о природных условиях для проектирования подводного перехода газопровода. Вопрос о его прокладке встал в связи с перспективами освоения арктических месторождений газа. Во время исследований специалисты выполняли мониторинг температуры и солености воды, провели наблюдения за волнением моря и течениями, эхолотирование в коридоре подводного перехода, промеры глубин у Уральского и Ямальского берегов. Также были установлены четыре придонные автономные буйковые станции.

На этот раз судно отправилось в плавание по заданию Росгидромета и министерства природных ресурсов в рамках празднования Международного Полярного года, который уже проходит в России. Планируется, что в северных морях экипаж и ученые-исследователи проведут ровно сто суток. Экспедиция намерена пройти по всему Северному морскому пути - от Баренцева до Восточно Сибирского моря.

- Это самое длительное по времени плавание, - говорит начальник экспедиции "БАРКАЛАВ-2007" Сергей Кузьмин, - больше трех месяцев мы проведем в море. Нам необходимо комплексно выполнить все запланированные работы и географически максимально охватить бассейны северных морей.

По программе у ученых-исследователей запланировано поставить 200-250 придонных станций. Предполагается, что на первом этапе экипаж "Ивана Петрова" будет работать в Баренцевом море, затем в Карском, потом он установит станции на стыке Енисея и Оби. По словам Сергея Кузьмина, слияние двух мощных рек образует интересное распределение вод. Ученые хотят узнать, чем обусловлены направления течений. Также будут сделаны замеры химического состава воды в реках, их солености и температуры.

Второй этап "БАРКАЛАВ" начнется в порту Тикси. С этого момента экспедиция станет международной: к группе ученых Океанографического института, а также российским геологам и биологам присоединятся шесть немецких исследователей. Они планируют привезти и поставить свое оборудование - две буйковые станции - в море Лаптевых.

Для выполнения этих задач на судне имеется пять специально оборудованных лабораторий и грузовые устройства. Район плавания судна "Иван Петров" неограничен: оно имеет первый ледовый класс, что позволяет использовать его для прохождения по северным морям в осенне-зимний период.

Руководитель экспедиции отмечает, что "Иван Петров" - судно управления гидрометеорологической службы, оборудованное для выполнения географических работ. На нем установлены лебедки, которые позволяют вести широкие океанологические исследования, использовать ковши для забора грунта со дна моря. Хотя, по признанию капитана Анатолия Иванова, для размещения более 30 человек - ученых и экипажа - судно немного тесновато.

Планируется, что "Иван Петров" вернется в Архангельск в середине ноября, если не помешает ледовая обстановка в море Лаптевых, через которое пролегает обратный путь.

Справка "РГ"

Аренда судна типа "Иван Петров" стоит порядка 240 тысяч рублей в сутки. Это сумма без учета расходов на приобретение и обслуживание оборудования, проживание и питание членов экипажа. Для сравнения: плата за аренду научно-исследовательского судна "Академик Федоров" составляет около 300 тысяч рублей в сутки, а атомохода типа "Ямал" - 1 миллион 500 тысяч рублей.

Наука Архангельск Северо-Запад