07.08.2007 03:00
Культура

Завершилась "Лаборатория" молодых драматургов и режиссеров

Завершилась лаборатория молодых драматургов и режиссеров
Текст:  Алена Карась (Никольское-Вяземское - Ясная Поляна - Москва)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4433)
Читать на сайте RG.RU
Уже в третий раз музей Льва Толстого в Ясной Поляне и Никольском-Вяземском принимает у себя "Лабораторию" молодых драматургов и режиссеров. Этот необычный проект придумал драматург Михаил Угаров, а проходит он при поддержке самого музея и Союза театральных деятелей.

Важной темой нынешней лаборатории стала идея партнерства, столь необходимая в искусстве театра. Обычно театральное партнерство понимают как отношения актеров на сценической площадке, но Михаил Угаров предложил исследовать его в паре "драматург-режиссер", причем - уже на уровне замысла. Под старыми липами в Никольском-Вяземском, на берегу реки Чернь, 12 пар драматургов и режиссеров должны были учиться искусству диалога, искусству понимания иного искусства и иной человеческой природы. Итогом этого недельного путешествия к истокам русской цивилизации и культуры - в родовую усадьбу Толстых стала презентация совместных проектов в Ясной Поляне

Удивительным и ни на что не похожим оказалось это семидневное путешествие. И прежние участники яснополянской "Лаборатории" замечали, каким странным, почти мистическим током пронизывается там вся их жизнь и работа. Потому, возможно, и стала столь жизнеспособной идея Угарова и директора "Лаборатории" Ани Радинской, что поместила современный театр и драматургию в толстовские пейзажи. Токи страстной, неспокойной толстовской мысли определили собой весь внутренний пейзаж нынешней "Лаборатории".

В ней с самого начала проявилось несколько тем, которые были невозможны в предыдущие годы, рождавшие почти сплошь черные, даже "чернушные" сюжеты. То, что сочинили для "толстовских опытов" молодые и уже именитые драматурги (такие, как Максим Курочкин, Наталья Ворожбит, Михаил Дурненков), породило совсем иные сюжеты. Чувство хрупкости, исчерпанности целой эпохи, утрата анонимности, сокровенности существования внезапно заставили Максима Курочкина размышлять о "золотом веке", о счастье как остановленном мгновении, о разделении на "Счастливых и Несчастливых" (так называется его драматургический эскиз). Вокруг или рядом с этим сюжетом и чувством бродило большинство драматургов и их партнеров. Совсем молодая Анна Яблонская (Одесса) оттолкнулась в своей пьесе от пейзажа своего родного города, в котором море отделено от людей четырехкилометровой бетонной стеной. Исполненная сильного поэтического чувства, эта пьеса произвела на всех одно из самых ярких впечатлений.

Уже опытный и хорошо известный драматург Наташа Ворожбит (Киев-Москва) размышляет в своем тексте о том, что такое переход к смерти. Героини пьесы с рабочим названием "Бессмертица" - пять разных старух, заброшенных богом и людьми, лежащих в странной больнице, откуда им, возможно, уже не уйти. Она пронизала этот сюжет токами мифа об Орфее и Эвридике, где Орфей - больная женщина, а Эвридика - ее дочь, пытающаяся вывести ее из этого мира теней.

Уже известный киносценарист и драматург Александр Архипов (Екатеринбург) завершил начатую накануне яснополянских встреч пьесу "Винтовка Мосина"Из точного и плотного быта, из монтажа трагического и смешного накапливается поэтика, близкая драматургии Вампилова с ее реализмом, отточенным до символа.

В сущности, это и было главное достижение всей "Лаборатории". В сюжетах Юрия Клавдиева (Петербург), Киры Малининой (Харьков), Михаила Дурненкова (Москва), Дианы Балыко (Минск), Германа Грекова (Самара), Евгения Казачкова и Александра Молчанова (Москва) сквозила энергия мифа, дрожь ускользающего счастья, размышления о смерти, о границах свободы в ее самом конкретном и возвышенном смысле.

Им аккомпанировали режиссеры: Юлия Ауг, Галина Бызгу, Алексей Жиряков, Александр Кащеев, Руслан Маликов, Юрий Муравицкий, Елена Рейс, Искандер Сакаев, Константин Солдатов.

Театр