В следующем году вступят в силу поправки в Федеральный закон "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации", защищающие правообладателей "советских брендов" от посягательства на их собственность. Однако, по мнению экспертов "РГ", для урегулирования ситуации на рынке торговых марок времен СССР депутатам, возможно, придется разрешить еще много правовых коллизий. По словам патентного поверенного Андрея Кудакова, иностранные компании могут вообще отказаться от советских марок, а российские, во избежание значительных судебных издержек, также не захотят ими воспользоваться.
Сегодня продукция под известными с советских времен марками занимает до 20 процентов в общем объеме российского производства товаров массового спроса. Это конфеты "Мишка косолапый", газировка "Тархун", водка "Столичная", печенье "Юбилейное", папиросы "Беломорканал", плавленые сырки "Дружба", стеклоочиститель "Секунда", "Советское шампанское". Стоимость советских брендов доходит до миллионов рублей.
"Му-Му" в законе
С распадом Советского Союза и возникновением "нового" патентного законодательства в 1992 году наиболее продвинутые российские и иностранные предприятия быстро осознали ценность советских раскрученных наименований товаров, которые оказались бесхозными.
И начали регистрировать их в качестве товарных знаков. Причем приватизация старых брендов пошла по принципу "кто первый встал, того и тапки". Сотни отечественных предприятий, десятилетиями выпускающих, к примеру, плавленые сырки, средства бытовой химии, лекарства с советскими названиями, неожиданно оказались в положении нарушителей закона. И, естественно, начали выяснять в судах отношения с новоявленными правообладателями.
Год назад законодатели решили смягчить ситуацию. И приняли закон, который дал предприятиям, выпускающим товар под советскими названиями, право бесплатно получать лицензии на эти бренды у их новых собственников. Теперь эту "лазейку" закрыли вступающие в силу с 1 января 2008 года поправки в четвертую часть ГК РФ. И в страну уже не смогут лавиной идти товары под советскими марками с территории государств бывшего СССР. Не секрет, что сегодня они создают нездоровую конкуренцию российским производителям, выпускающим аналогичный товар. Только оборот известных в СССР водок "Столичная" и "Московская", сделанных за пределами России, подошел к 700 миллионам долларов в год. По оценкам экспертов, убытки от незаконного экспорта спиртного составляют около 4 миллиардов рублей в год. Но теперь иностранные предприятия, желающие выпускать продукты и товары под раскрученными во времена СССР торговыми марками конфет и водки, лекарств и бытовой химии, должны будут заключать договора с российскими правообладателями брендов. А ввозить продукцию в Россию, только если купят лицензию у правообладателя.
Свои среди чужих
Все это время товарные знаки параллельно регистрировались разными предприятиями как в России, так и на территориях других государств СНГ. Например, названиями советских конфет "Гусиные лапки" и карамели "Му-Му" владеют как российская, так и украинская конфетные фабрики. А "Красные Шапочки", "Мишки Косолапые" и "Ласточки" на законных основаниях зарегистрированы патентными ведомствами почти во всех странах СНГ.
Не лучше обстояли дела и с теми раскрученными советскими торговыми знаками, которые "уходили" под чужую собственность вместе с продажей контрольного пакета акций предприятий. До сих пор закон позволял иностранцам, приобретая старые российские предприятия, безвозмездно получать право на бесплатное лицензирование старого товарного знака, используемого предприятием в советские времена. Например, бренд "Ява" вместе с фабрикой перешел к British American Tobacco. В свое время популярное печенье "Юбилейное" ушло французскому Danone. Марку сигарет "Прима" получила в собственность британская компания. По оценкам экспертов, если бы только табачные марки, раскрученные в советские времена, принадлежали России, и производители платили бы государству за использование бренда, бюджет ежегодно получал бы около полутора миллиардов рублей. Но сегодня, когда эти торговые марки вместе с контрольными пакетами акций уже перешли под контроль заграничных транснациональных корпораций, никто за них уже не заплатит.
Сколько стоит последить
за "Аленкой"
Скорее всего, сразу после вступления в силу поправок, по мнению специалистов, Россию ждет новый шквал судебных разбирательств по вопросу обладания советскими товарными брендами. Ведь многие названия пока не обрели своих владельцев. По данным Роспатента, на российском рынке интеллектуальной собственности образовалась брешь почти в 4 тысячи советских "товарных обозначений", которые являются яблоком раздора между разными предприятиями.
Чего стоит только судебная тяжба между десятью разными заводами за право на товарный знак "Советское шампанское". До сих пор Нижегородский завод шампанских вин, который 70 лет выпускал "Советское шампанское", не может смириться с утратой прав на эту марку. И пытается через суды и федеральную антимонопольную службу отбить ее у "Союзплодоимпорта", который первым зарегистрировал в Роспатенте этот знак в 2004 году.
"На мой взгляд, битва за эти знаки не лишена смысла, однако отнимает время и средства на дорогостоящие разборки стоимостью в десятки миллионов рублей: это затраты, которые уже зачастую сравнимы с затратами на продвижение нового бренда", - говорит Кудаков. По его словам, главный смысл перемен на рынке интеллектуальной собственности в том, чтобы владельцем товарного знака был все-таки один правообладатель и распространял свои права и влияние как можно шире. Например, продавая лицензии на право использования товарного знака другим производителям, контролировал соблюдение этих лицензий. В итоге увеличилась бы налоговая база, поступления в бюджет. Однако, несмотря на своевременность поправок в пользу таких правообладателей, опасность "размывания" бывших советских товарных знаков все-таки остается. Ведь действенного контроля со стороны принуждаемых к лицензированию правообладателей товарных марок ждать не придется. Этот процесс связан со значительными тратами.
"Представьте тысячу компаний, которые имеют право на использование наименования шоколада "Аленка", а в советское время в каждом более или менее крупном городе была своя кондитерская фабрика и выпускала шоколад "Аленка", - говорит эксперт. - Нынешний единственный правообладатель этого бренда вряд ли сможет уследить за качеством всех "Аленок". Тем более в законе нет механизма прекращения лицензии на товарный знак. Нельзя, правда, исключить, что производители одноименного товара договорятся между собой, в том числе по финансовым вопросам. Однако подробно эти важнейшие нюансы в Гражданском кодексе не прописаны, резюмирует Андрей Кудаков, что и чревато будущей неопределенностью на рынке.