В результате недобросовестные налого-, штрафо- и алиментоплательщики оказываются загнанными на штрафстоянки: либо тут же расплачивайся с государством, либо прощайся с арестованной собственностью.
Схема действий простая. Милиция останавливает машину, налоговик проверяет по базе данных, числится ли такой-то гражданин в должниках, а судебный пристав в соответствии с законом может потребовать оплатить долг или наложить арест на имущество. Особо строптивых припугивают возможностью отправить машину на штрафстоянку до погашения всех долгов. Но до этого, как правило, не доходит. Должники либо расплачиваются деньгами, либо отдают в залог приставам более мелкое имущество - магнитолу, телефон, запасное колесо.
Дело в том, что у многих долги копеечные, по крайней мере значительно меньше, чем стоимость авто. Но бывает и по-другому. Например, во время одного рейда, проведенного тремя службами во Владивостоке, был задержан неплательщик транспортного налога на дорогом джипе. Его долг составлял 22 тысячи рублей. В таких случаях приставы особо не церемонятся. На автомобиль нарушителя накладывается арест, но транспортное средство передается хозяину на ответственное хранение. Это значит, что горе-владелец не может ни продать, ни подарить свою машину. А один из жителей Кирова задолжал аж миллион рублей транспортного налога.
Результаты подобных совместных рейдов мытарей вдохновляют. Например, в Нижегородской области творческие бригады из судебных приставов, налоговиков и гаишников не только выполнили, но и перевыполнили план по сборам. Уже в первый месяц такой объединенной работы с должников собрали более тридцати миллионов рублей. На сегодняшний день каждый второй должник расплатился по своим штрафам и обязательствам.
Такая же практика существует и в Приморском крае. Здесь за первое полугодие 2007 года судебные приставы при помощи сотрудников милиции взыскали более 450 тысяч рублей по 1855 исполнительным производствам. Кроме того, должникам было вручено без малого 800 требований о явке к судебному приставу-исполнителю.
В межрайонном отделе судебных приставов по Кирову в первом полугодии находилось на исполнении почти 2,5 тысячи судебных решений о принудительном взыскании транспортного налога на общую сумму свыше 18 миллионов рублей. Причем четверть этой суммы должны 36 жителей города Кирова. На этот момент судебные приставы с помощью ГИБДД уже взыскали 8 миллионов рублей транспортного налога, который, кстати, пойдет на ремонт дорог.
Пробный совместный рейд трех ведомств прошел и в Петербурге. На посту ДПС совместно с сотрудниками ГИБДД дежурили пять налоговых инспекторов и три судебных пристава. В течение двухчасового дежурства они остановили более 20 автомобилей. Все они были выбраны из проезжающих мимо машин при помощи системы "Поток", позволяющей считать регистрационный номер движущейся машины и моментально проверить все данные по автомобилю и его владельцу. Обычно эта система используется для поиска угнанных машин. Специально для совместного рейда в "Поток" была заложена база должников по транспортному налогу.
Впрочем, за некоторыми из остановленных водителей при более детальном рассмотрении обнаруживались и другие грехи. Например, судебные приставы проверяли водителей по базе данных исполнительных листов, в результате чего поймали несколько должников по уплате алиментов. А у некоторых из задержанных помимо долга по транспортному налогу обнаружилась неуплата налога на доходы физических лиц. Всем неплательщикам были на месте выписаны квитанции на уплату налога и штрафа, но без всяких залогов и арестов имущества. Всего за время дежурства было выдано квитанций на сотни тысяч рублей. В ближайшие дни планируется провести еще два таких рейда, а в перспективе сделать их регулярными. Поэтому вторично попавшимся на неуплате вряд ли удастся миновать штрафстоянку.
компетентно |
Как пояснили "РГ" в Федеральной службе судебных приставов, операция в Санкт-Петербурге, когда приставы вышли на дорогу вместе с представителями налоговой службы и госавтоинспекции, была экспериментом и продлилась недолго.
- Наша роль заключалась в том, что мы проверяли водителей-должников по транспортному налогу, - пояснил представитель службы судебных приставов. - И нас интересовали только те водители, в отношении которых вступили в законную силу решения суда и возбуждены исполнительные производства. Тогда наши сотрудники могли предложить, подчеркиваю, именно предложить уплатить транспортный налог на месте. Кроме того, там находились приставы, которые проверяли, не является ли водитель должником по другим исполнительным производствам, например, за неуплату алиментов или невозврат кредита. Таким тоже могли предложить уплатить долг на месте.
Тем, кто отказывался, репрессий не устраивали. Машины ни у кого не забирали и не собирались. Да, могли арестовать железного коня. Но де-юре арестовать не значит забрать. Авто могли оставить водителю на ответственное хранение. Гипотетически, если долг был равен цене машины, последнюю могли забрать и увезти на специальную стоянку, и это было бы в рамках законах. Жалоб водителей на действия судебных приставов не было. Цель операции была изучить, эффективна ли подобная форма работы, отработать взаимодействие. Мы изучим этот опыт. Если он будет признан удачным, подготовим методические рекомендации исключительно в рамках закона, для распространения в регионах.
как вам это |
Сергей Шаповалов,
партнер юридической компании "Налоговая помощь":
- Это снова пример прежде всего психологического способа сбора налогов. Не может налогоплательщик - физическое лицо быть лишено своего имущества за неуплату налогов без решения суда. Соответственно, приставы без решений судов тоже ничего сделать не могут. Единственное, на что они имеют право, поговорить с налогонеплательщиком.
Другое дело, если речь идет о налогоплательщиках, по которым состоялись судебные решения. В таком случае приставы могут обладать реальными полномочиями по аресту имущества. Для этого приставу достаточно иметь на руках непросроченный исполнительный документ из суда, в котором будет указана сумма задолженности налогоплательщика, и заявление налогового органа о производстве описи и ареста имущества налогоплательщика.
Стоит заметить, что по общему правилу исполнительные действия совершаются в рабочие дни, с 6 часов до 22 часов по местному времени. В другое время это возможно в исключительных случаях и лишь с письменного разрешения старшего судебного пристава. А если все-таки дело дойдет до описи и ареста имущества (автомобиля) недоимщика, то это должно будет происходить в присутствии понятых. Налоговый инспектор таковым быть не может, а вот инспектор ДПС вполне может выступить в этой роли.
Татьяна Стырова,
директор Палаты налоговых консультантов:
- Конечно, с одной стороны, это правовой беспредел. Но не стоит забывать о том, что в России отсутствует налоговая культура населения. И на то, что население не платит налоги, государству приходится отвечать соответствующими мерами.
По отношению к добросовестным налогоплательщикам такие меры не применяются. У нас не берут лишнего, нас заставляют выполнять то, что мы обязаны. Я думаю, что когда у нас в школе, в институте начнут преподавать налоговое право, и мы уже со школьной скамьи начнем понимать обязанности налогоплательщика, как во всех цивилизованных странах, тогда не будет и таких методов со стороны государства.
С одной стороны, я, как юрист, не могу не возмущаться этой ситуацией. С другой, понимаю, что на месте государственных органов действовала бы таким же образом. Я не стала бы защищать налогоплательщика по одной простой причине - он сам является нарушителем. Потому и появляются такие чрезвычайные "тройки", как при Сталине.