Первый заместитель Генпрокурора Александр Буксман направил в регионы письмо с предложением "принять меры к усилению прокурорского надзора за исполнением жилищного законодательства при управлении многоквартирными домами".
- Поводом для реагирования стало обращение Федеральной антимонопольной службы, которая проверила, как соблюдаются конкурентные условия при выборе управляющих компаний, - рассказала корреспонденту "РГ" начальник управления по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Генпрокуратуры Лариса Коптева.
К такой проверке уже подключились прокуратуры нескольких регионов - Москвы, Ростовской и Тверской областей.
- В результате в адрес органов местного самоуправления и управляющих компаний было внесено 67 представлений и объявлено 7 предостережений о недопустимости нарушений закона должностными лицами, - сообщила начальник управления Генпрокуратуры.
В Жилищном кодексе есть специальный раздел, посвященный управлению многоквартирными домами. Жильцы могут делать это самостоятельно, через ТСЖ или кооператив, либо заключить договор с управляющей компанией. Дело это новое, отсюда и многочисленные нарушения, выявленные проверяющими.
Наиболее типичное - отсутствие альтернативы при выборе управляющей компании. Так таганрогское муниципальное унитарное предприятие "ЖЭУ" разослало жильцам бюллетени заочного голосования, в которых значилось только оно. Естественно, что победителем такого "конкурса" стало это предприятие.
Еще одно распространенное нарушение, граничащее с преступлением, - подделка подписей в протоколах общих собраний. В этом были уличены руководители двух столичных управляющих компаний, обслуживающих дома на улице Академика Миллионщикова. Они расписались за жильцов домов, отсутствовавших на общем собрании, и фактически фальсифицировали итоги голосования. В результате этой историей теперь занимается милиция.
- Многие граждане не ходят на общие собрания и относятся снисходительно к тому, что кто-то ставит за них подписи. А ведь за них принимаются очень важные решения, в том числе связанные с управлением материальными ценностями, - прокомментировала эту ситуацию Лариса Коптева. - Люди не осознают свою ответственность за судьбу дома, в котором живут.В результате возникают предпосылки для злоупотреблений.
По словам представителя Генпрокуратуры, это далеко не полный перечень нарушений, которые обнаружили прокуроры. Действия ФАС и прокуратуры оказались на редкость своевременными. Пока нарушения в этой сфере не приняли тотальный характер, но это "благодаря" тому, что реформирование ЖКХ идет очень и очень медленно.
По данным минрегиона, на сегодняшний день лишь 13 процентов жильцов многоквартирных домов выбрали управляющую компанию, а товарищества собственников жилья (ТСЖ) созданы всего в 7 процентах домов. Такую низкую результативность эксперты связывают не столько с леностью и безразличием наших граждан, сколько с трудностями, которые заложены в Жилищном кодексе и ряде подзаконных актов. О том, что законодательство в этой части требует корректировки, говорилось и на недавнем Всероссийском совещании по управлению многоквартирными домами товариществами собственников жилья.
Идеально, когда ТСЖ заключает договор с понравившейся ей управляющей компанией и следит через свое правление и ревизионную комиссию за правильным использованием средств согласно утвержденному общим собранием бюджету, решает, возобновить ли на новый срок сотрудничество с этой компанией. Но, как видим, таких товариществ пока немного, а домом необходимо управлять ежедневно, постоянно следить за его состоянием. Так вот, если способ управления не выбран, то закон гласит, что местное самоуправление обязано провести открытый конкурс по выбору управляющей компании для многоквартирного дома. Но местные самоуправления, невзирая на правительственное постановление о проведении открытых конкурсов, предпочитают проводить так называемые собрания собственников в форме заочного голосования, на которых проталкивают решение о заключении договора с "нужной" управляющей компанией.
По мнению заместителя председателя Комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Владимира Смоленского, "когда на местные власти возложили обязанности по проведению собраний собственников для определения способа управления многоквартирными домами, то не учли коренного расхождения интересов государства и общества, с одной стороны, и местной власти - с другой". Терять рычаги управления территорией, терять денежные потоки в виде коммунальных платежей для местного самоуправления крайне болезненно. Именно здесь - экономическая основа нарушений, вскрываемых антимонопольной службой и прокуратурой.
По нашим сведениям, сейчас готовятся поправки в Жилищный кодекс, которые позволят свести к нулю заинтересованность местных властей в чрезмерной "опеке" собственников жилья, а также изменения в Правила проведения конкурса по выбору управляющей организации для многоквартирного дома.