Российская газета | Фестиваль юбилейный - праздничный... Как отмечать будете? Чем ознаменуете?
Армер Медведев | "Окно в Европу" - городской фестиваль в отличие, скажем, от "Кинотавра" - фестиваля курортного. Мы растворяемся в городе, город растворяется в нас. Поэтому мы стараемся сделать все, чтобы жители приобщились к нашим киношным проблемам, и мы, "понаехавшие" на неделю в Выборг, сполна прочувствовали бы этот балтийский город. Надеюсь, фестиваль будет праздничным не только в церемониальном отношении. Откроется он в кинотеатре "Выборг-Палас", который прежде назывался просто "Выборг" - промерзший и обветшавший, когда мы 15 лет назад в него пришли. "Открывали окно" в первый раз, между прочим, зимой. У истоков фестиваля стояли Савва Кулиш, Марлен Хуциев, Станислав Ростоцкий, Микаэл Таривердиев... За эти годы город поднялся, встал на ноги. Встал на ноги и наш кинематограф. Преобразился и фестивальный кинотеатр. Он приобрел осанку и масштаб дворца.
РГ | И что увидят в нем зрители?
Медведев | В рамках нашего кинофорума отметим 10-летие фильма Алексея Балабанова "Брат". Все-таки он был событием, и мы попробуем на него взглянуть из сегодняшнего "далека". Очень надеюсь, что новая встреча с картиной и ее авторами станет не просто пустым поклоном со сцены, а разговором о времени, о его восприятии, о его вызовах и о том, как мы смогли ответить на них. Будет повод поговорить и о кинематографе иного толка - исполнилось 20 лет "Гардемаринам".
РГ | За 15 лет видоизменялся и развивался сам фестиваль. Наверное, как-то трансформировались его амбиции...
Медведев | Общее улучшение ситуации в киноиндустрии и в прокате, конечно, взбодрило наши претензии. В этом году мы впервые рискнули поставить в конкурсную программу фильмы, не засвеченные на других фестивалях, - жюри будет судить только премьерные фильмы. Были уже удивленные звонки от владельцев и авторов картин, не взятых в конкурс: мол, почему нам отказали? Отвечали вежливо, но твердо: потому, что он был замечен на таком-то фестивале. Мы стоим на том, что мы выбираем, но и нас должны выбрать те, кто делает картины. Надеюсь, полигамии больше не будет места.
РГ | Когда-то Выборг был самым интеллигентным фестивалем.
Медведев | Поневоле. Потому, что на нем преобладали некоммерческие фильмы. Сейчас у фестиваля два крыла. Будет то и другое - и зрительские и так называемые артхаузные картины. Конкурс в этом году называется "Осенние премьеры". Этим мы подчеркиваем, что в творческом соревновании участвуют фильмы второго полугодия. А было время, когда все, что ни произвела наша киноиндустрия, целиком вмещалось в недельную программу. Тогда, понятное дело, было не до премьерного жира. Но вот еще что приятно и что является поводом для нашего здорового тщеславия. Сам Выборг на наших глазах и при непосредственном нашем участии превратился в кинематографический город. Это ведь очень приятно, когда в 80-тысячном городе (к слову, когда мы начинали фестиваль, в нем насчитывалось 30 тысяч) с тобой здороваются, интересуются, когда случится уже традиционное нашествие киношников. Нам рады, нас ждут.
РГ | Как сегодня выглядит отечественное кино на ваш экспертный взгляд?
Медведев | Могу судить по тому, с чем пришлось ознакомиться в процессе отбора картин на фестиваль. Профессиональный уровень довольно высок. Но вот какой крен настораживает: многие картины представляют собой что-то вроде уцененной версии фильма "Москва слезам не верит".
РГ | В каком смысле?
Медведев | В простом: всех "употребляют", но все так или иначе находят свое счастье. И это уже носит характер водевильный. Водевиль об олигархах, водевиль о матерях-одиночках... От водевилей мы тоже не отказываемся, если они сделаны мастеровито. Мы взяли несколько фильмов, отдавая себе отчет в их слабостях и огрехах, но понимая, что их авторам есть что сказать. Как там у Маяковского: "Корчится улица безъязыкая". От чего отказывались - так это от фильмов, в которых авторы ведут отчаянную борьбу за зрителя с потерей собственного достоинства.
РГ | А какова роль фестиваля в борьбе за кино и за зрителя?
Медведев | Понятное дело, она менялась с годами. Не так давно фестивальные мероприятия называли "пиром во время чумы".
РГ | Или поминками по кинематографу.
Медведев | Или поминками. Но была у них утилитарная сторона. И "Кинотавр", и "Окно в Европу", и другие фестивали в годы отсутствия нормального кинопроката служили формой проката. Сейчас эти годы позади. Позади и разговоры о том, что российским фильмам невозможно пробиться к зрителям ввиду экспансии голливудского кино.
РГ | Нет, они идут. По ТВ я часто слышу обиды со стороны наших мастеров. Один из них даже сказал, что американское кино, опираясь на всю мощь 6-го флота США, продолжает выкачивать деньги из российского проката, не давая ходу нашему национальному кинематографу.
Медведев | Насчет флота сказано сильно. Но дело, я думаю, больше в нерачительности наших продюсеров, неопытных и неуклюжих. Много и других причин, но это отдельная тема. Фестивали сейчас могли бы помочь обозначить некий вектор развития нашего кино. Хорошо, что "Российская газета" уже несколько лет поддерживает интерес к нашему фестивалю, учредив приз для фильма, "взявшего кассу". Приз шуточный - стул из гарнитура мадам Петуховой. Но ведь известно: в каждой шутке есть доля истины. Мы надеемся, что когда-нибудь массовое признание фильма совпадет с высокими оценками его профессионалами, и стул "РГ" окажется в руках у обладателя "Золотой ладьи" - главного приза Выборгского фестиваля.