Попытку сдвинуть с места сразу две городские программы намерены сделать сегодня столичные власти. Первая из них предполагает реконструкцию жилых кварталов в районах сложившейся застройки столицы. Вторая - реорганизацию промзон с учетом интересов города. О важности обсуждаемой проблемы говорит хотя бы тот факт, что она вынесена на первое же заседание обновленного правительства, вести которое будет только что вышедший накануне из двухнедельного отпуска Юрий Лужков.
"Районы, которые с помощью этих программ должны обрести вторую жизнь, объединяет прежде всего то, что зачастую они имеют общие границы, - рассказал корреспонденту "РГ" первый заместитель руководителя департамента градостроительной политики, развития и реконструкции г. Москвы Константин Королевский. - Поэтому их увязка в единое целое может дать новую степень свободы для реорганизации данной территории в целом".
Зачем нужна свобода тем же кварталам пятиэтажек, ожидающих решения своей участи? "Напомню, эти кварталы правительством Москвы были сначала определены в программу реконструкции, то есть надстройки двумя-тремя этажами, - рассказал корреспонденту "РГ" руководитель ГУП "Управление перспективных застроек" Владимир Хайкин. - После того как в ходе публичных слушаний москвичи напрочь отказались жить в условиях непрекращающейся стройки над головой, им пообещали снести их дома и дать новые квартиры по соседству, как этого и требует городской закон. К сожалению, данное обещание нередко оказывается невыполнимым по единственной причине: в районе нет стартовых площадок для строительства новых домов. Нет новых домов, значит, некуда людей отселять. Именно по этой причине приостановлены работы примерно по двум десяткам кварталов".
Ситуацию усугубляет то, что, как известно, от точечной застройки Москва решительным образом отказалась. Вширь ей строиться тоже давно уже некуда: за МКАД - территория Московской области. Но оказывается, чтобы найти свободную землю, не нужно и ходить так далеко. По крайней мере, у 13 жилых кварталов, разработка документации для которых приостановлена, по соседству имеются промышленные зоны, часть территории которых может быть использована как раз в качестве стартовых площадок для строительства новых домов. На северо-западе столицы это относится к микрорайонам 1, 3 и 16 в Покровском-Стрешневе, в ЮВАО - к микрорайонам 136 и 137 в Выхино, в ЮАО - к микрорайонам 2а, 2б, 3 и 14 в Царицыно. При этом жить москвичи останутся на привычном месте. Что же касается экологии, то понятие "промзона" в наши дни для многих предприятий весьма условно. Дело в том, что примерно треть их территорий занимают цеха, в которых давным-давно никто не работает, они превращены либо в офисы, либо в склады, сдаваемые в аренду. Тем не менее каждое предприятие - действующее или не действующее - по-прежнему ограждено огромной санитарно-защитной зоной.
"Мы понимаем, что главной задачей реорганизации промтерриторий является сохранение рабочих мест, - говорит Владимир Хайкин, - так как Москва была и остается динамично развивающимся промышленным городом. Но если эффективно использовать лишь высвобождающуюся территорию, то в выигрыше останутся и москвичи, ожидающие решения своего квартирного вопроса, и сами фабрики и заводы". И в самом деле, из 19 тысяч гектаров земель, занимаемых промзонами, в соответствии с новой программой промышленности потребуется только 7,5 тысячи гектаров. Особенно если принять во внимание факт, что Москва сейчас делает ставку на высокие технологии и наукоемкие производства, которым и не нужны большие площади. Теперь дело за тем, чтобы грамотно распорядиться высвобождающимися 11,5 тысячи гектаров земли. Как считает Константин Королевский, благодаря им можно дополнительно к прежним столичным планам разместить как минимум 2,4 миллиона квадратных метров социального жилья, предназначенного очередникам, "молодым семьям" и т.д.
Кроме того, убежден Королевский, обе программы благодаря объединению получат еще и более гармоничное развитие, так как у них появится возможность комплексно решать проблемы обеспечения данного района транспортом, а также развития всей инженерной инфраструктуры и коммуникаций. "Нас натолкнул на новый подход опыт Большого Сити, где на площади в 1000 гектаров гораздо органичнее увязываются и интересы инвесторов, и интересы города", - поделился он с корреспондентом "РГ".