15.08.2007 04:00
Происшествия

Владимир Якунин назвал действия машиниста и проводников поезда № 166 героическими

Беда снова настигла нас в этот месяц
Текст:  Иван Воронцов (Санкт-Петербург)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4440)
Читать на сайте RG.RU
Последний месяц нынешнего лета не избежал меток "черного августа". Скоростной "Невский экспресс", шедший под номером 166 из Москвы в Питер, чудом избежал гибельной катастрофы, но оставил за собой длинный шлейф тревог, слухов и догадок. Кто и зачем хотел взорвать элитный состав, обрекая на смерть сотни безвинных пассажиров? Куда ведут провода, по которым был послан импульс на подрыв адской машины?

Генеральный прокурор Юрий Чайка направил к месту рельсовой драмы бригаду специалистов. Возбуждено уголовное дело по статье "терроризм". Директор ФСБ Николай Патрушев экстренно провел совещание Национального антитеррористического комитета. Расследование ужасного преступления взял под личный контроль президент страны, поручив директору ФСБ постоянно информировать его о ходе следствия.

В 21.38 по московскому времени на железнодорожном перегоне Бурга - Малая Вишера в Новгородской области за 30 метров до железнодорожного моста через реку Бурга экспресс сошел с рельсов. Никто из пассажиров не погиб. Причиной крушения стало самодельное взрывное устройство, заложенное под железнодорожное полотно - такой версии придерживаются правоохранительные органы. После того как под локомотивом прогремел взрыв, поезд смог некоторое время продолжать движение и не упасть в реку (вполне вероятно, что те, кто заложил взрывчатку под рельсы, рассчитывали как раз на это).

Потом три вагона из двенадцати (в том числе вагон-ресторан и штабной вагон) упали набок. Согласно оценкам специалистов жизнь пассажирам спасли профессиональные действия машиниста поезда Алексея Федотова, который сумел сориентироваться в экстремальной ситуации и не стал применять экстренное торможение. Благодаря именно этому состав смог проскочить мост.

Сразу после остановки проводники обеспечили эвакуацию пассажиров из вагонов. Всего на этот рейс был продан 231 билет, обслуживался "Невский экспресс" поездной бригадой из 20 человек. По счастливому стечению обстоятельств взрыв не оборвал ни одной жизни. Без травм, конечно, не обошлось - с жалобами на порезы, ушибы, сотрясения мозга к врачам на месте обратились около 60 человек. 25 из них были тут же госпитализированы в больницу Малой Вишеры, однако уже вчера днем все они покинули больничные покои. Еще 19 человек обратились за медицинской помощью уже в Санкт-Петербурге. По состоянию на середину вчерашнего дня состояние троих из них квалифицировалось как "средней тяжести".

Пассажиров поезда N 166 доставил в Санкт-Петербург дизель-поезд, специально отправленный в Малую Вишеру. Ждать его людям пришлось до 00.40 по московскому времени. Многие добирались до города своими силами - на попутных машинах и такси. Те же, кто дождался спецэлектрички, к половине третьего ночи прибыли на Московский вокзал Санкт-Петербурга, где их встречали 12 автобусов, которые развезли людей по домам.

О том, что намерения злоумышленников были более чем серьезны, свидетельствует то, что на месте взрыва образовалась огромная воронка, примерно полтора на полтора метра. Согласно официальной информации железнодорожников, повреждено 800 метров путей. Для того чтобы как можно скорее устранить последствия теракта, на место были отправлены пять восстановительных поездов.

прямая речь

Ольга Фиалкинапассажирка вагона N 2 поезда  N 166 Москва - Санкт-Петербург:

- Внезапно раздался то ли хлопок, то ли взрыв. И сразу же - резкое торможение, словно нажали на стоп-кран. По всему вагону летали вещи, всех кидало из стороны в сторону, вагон шатало. Это продолжалось секунд 30. Затем поезд остановился, и вагон наполнился белым едким дымом. Проводница открыла дверь и стала срочно выводить людей. Она говорила, что возможен еще один взрыв.

Пассажиры нашего вагона вышли наружу самыми первыми. Все вокруг заволокла пелена белого дыма, было очень трудно что-либо разглядеть, понять, что происходит. Спустя некоторое время стали выбираться пассажиры из других вагонов.

Все сразу же стали звонить по мобильным телефонам родственникам, рассказывать о произо шедшем и просить, чтобы те сообщили в МЧС. Многие фотографировали поезд и упавшие вагоны. Некоторые вернулись назад, к месту взрыва, фотографировали там. На этих фотографиях я видела большую воронку и искореженные рельсы.

При этом среди пассажиров не было ни истерики, ни паники. Кое-кто из пассажиров даже пытался вернуться в вагон, забрать вещи, но их не пустили проводники. В конце концов мы спустились на берег реки и стали ждать там.

На берегу мы стояли до 12 ночи, ничего не зная и не понимая. Нам сказали только, что до Малой Вишеры 14 километров. Первая милицейская машина появилась спустя полчаса после взрыва. Затем довольно быстро подъехали машины "скорой помощи", которые стали увозить пострадавших. А потом приехали таксисты, которые предлагали за 3,5 тысячи рублей добраться "до населенного пункта". Правда, не уточняли, до какого. Некоторые на них уезжали. Очень неприятно при этом было то, что на просьбу бесплатно довезти в Петербург женщин с детьми эти таксисты ответили отказом.

Справка "РГ"

Машинисту поезда N 166 Москва - Санкт-Петербург Алексею Федотову 32 года, он родился и живет в городе Тосно Ленинградской области. Окончил Ленинградский техникум железнодорожного транспорта имени Дзержинского. С 1995 по 2001 год работал помощником машиниста в локомотивном депо Санкт-Петербург-Пассажирский-Московский Октябрьской железной дороги. С 2001 года - машинист. За хорошую работу в 2007 году был награжден ценным подарком.

Владимир Якунин, президент ОАО "РЖД" сказал: "В условиях плохой видимости машинист сохранил самоконтроль, сумел вовремя связаться с диспетчером и доложить о происшедшем, тем самым предотвратив возможное столкновение поездов и гибель людей. И более тренированным людям, людям воинской выучки, в таких ситуациях не всегда удается это сделать. Первое, что начали делать проводники поезда, - эвакуировать и оказывать помощь пассажирам. Прямо на вагонах они накладывали на переломы шины и перевязывали пострадавших. Я считаю, что в мирных условиях эти действия можно назвать героическими".

Иван Воронцов

Теракты