15.08.2007 02:00
Культура

Роман "Рейдер" Павла Астахова стал поводом для прокурорского интереса

Известного адвоката Павла Астахова вчера допросили прокуроры
Текст:  Наталья Козлова Владимир Федосенко
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4440)
Читать на сайте RG.RU
Вызов к прокурору для известного адвоката по поводу написанной им книги - самая лучшая реклама из той, которую можно придумать. Роман "Рейдер" Павла Астахова стал поводом для прокурорского интереса.

Начальник Главного следственного управления при ГУВД Москвы Иван Глухов попросил прокурора Москвы Юрия Семина возбудить уголовное дело в отношении адвоката Астахова и руководства ООО "Издательство "Эксмо". Именно оно выпустило книгу, неожиданно ставшую поводом для скандала.

Генерал Глухов прочел произведение адвоката и посчитал роман клеветой, "порочащей репутацию всей правоохранительной системы РФ". Глухов просит возбудить уголовное дело сразу по двум статья УК РФ: 129-й (клевета) и 298-й (клевета в отношении прокурора, следователя, лица, производящего дознание).

По мнению генерала, дело надо возбудить и наказать и автора, и издателя. Потому что книга "содержит многочисленные оскорбительные и клеветнические измышления о деятельности и сотрудниках ГСУ и ложные сведения, порочащие честь и достоинство офицеров ГСУ, а также и репутацию всей правоохранительной системы РФ".

По жалобе генерала уже идет проверка. Ее проводят следователи Коптевской межрайонной прокуратуры столицы, так как на их территории располагается издательство "Эксмо". Уже допрошен директор редакции издательства Сергей Рубис.

прямая речь

С автором письма в прокуратуру генералом Иваном Глуховым связаться не удалось. Как пояснили в ГУВД столицы, он находится в отпуске.

А что думает по этому поводу сам автор романа "Рейдер" Павел Астахов, писатель и юрист?

Российская газета: Павел Алексеевич, чем интересовался следователь?

Павел Астахов: Следователя интересовало откуда взят материал для книги, не использовались ли какие-то закрытые сведения из расследований главного следственного управления ГУВД столицы.

РГ: А что, повод для таких вопросов есть?

Астахов: Конечно, ведь мне приходилось не раз вести дела своих клиентов, на которых именно в ГСУ возбуждали уголовные дела. И мне хорошо известны стиль и методы работы милицейских следователей. Но какие претензии мне как автору художественного произведения могут предъявить - непонятно. Ведь все персонажи моего романа являются вымышленными. И об этом написано в издательской ремарке. В своем объяснении я сослался на свое конституционное право гражданина на творческий вымысел и на реализацию художественных способностей.

РГ: Вы знакомы с просьбой генерала Глухова о привлечении издательства и лично вас к уголовной ответственности за клевету?

Астахов:  Текст этого обращения я прочитал только вчера в кабинете следователя. Хотя поступил он в прокуратуру больше месяца назад.

И нашел этот текст весьма странным. Посудите сами - разве не странно назвать художественный вымысел клеветой на сотрудников правоохранительных органов? Пусть даже основанный на реально существующей проблеме, называемой рейдерством.

РГ: Вам лично приходилось сталкиваться с этим явлением?

Астахов:  Да, в уголовных делах. Хочу заметить, что о серьезности этого явления не раз говорил Генпрокурор Юрий Чайка. Он прямо сказал, выступая в Совете Федерации, что в рейдерство зачастую втягиваются сотрудники правоохранительных органов, поэтому в своей книге я ничего в этом смысле не придумал. Глава МВД Рашид Нургалиев на последней коллегии своего ведомства сообщил, что 47 тысяч сотрудников внутренних дел допустили в прошлом году различные нарушения, которые порочат правоохранительную систему. С этим злом надо бороться. В том числе и художественным словом.

РГ: Читали ли ваш роман высокие чины в правоохранительных органах и спецслужбах?

Астахов: Конечно. Директор ФСБ Николай Патрушев специально присылал ко мне нарочного за книгой и затем довольно лестно отозвался о "Рейдере". Полностью согласился с моей позицией в романе и глава минюста Владимир Устинов. Кроме того, достаточно много добрых слов о моем первом таком произведении высказали преподаватели и слушатели университета МВД, в котором я состою профессором и учу милицейских оперативников.

Литература Следствие