16.08.2007 09:10
Экономика

Якунин: Не исключено, что аварию на участке между Москвой и Санкт-Петербургом готовили и раньше

Диверсия не свернет планы по скоростному движению
Текст:  Елена Кукол
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4441)
Читать на сайте RG.RU
Не исключено, что аварию на участке железнодорожного пути между Москвой и Санкт-Петербургом, где произошел взрыв поезда "Невский экспресс", готовили и раньше.

Примерно месяц назад на этом маршруте незадолго до следования пассажирского состава железнодорожниками был обнаружен тормозной башмак, прикрепленный к рельсу. Об этом рассказал вчера на пресс-конференции президент ОАО РЖД Владимир Якунин.

Тогда это дело решили не предавать широкой огласке, хотя Якунин и сообщил о происшествии руководству правительства, ФСБ и МВД. Задержанный правоохранительными органами покушавшийся оказался человеком со слабой психикой. Но тем не менее не исключено, что на такой поступок его мог кто-то подтолкнуть. Пока нельзя точно сказать, чем было происшествие месячной давности - диверсией, "преддиверсией" или хулиганством, сказал вчера Якунин. Но возможно, что в свете аварии, случившейся в ночь с 13 на 14 августа, и в этом деле будут обнаружены новые подробности.

В то же время РЖД собирается обратиться с предложениями об ужесточении наказания за вмешательство в деятельность железнодорожного транспорта. Речь идет о введении жестких мер к тем, кто "по глупости" или же из злого умысла подкладывает на рельсы металлические предметы, разбирает их, крадет или портит разное оборудование.

Таких фактов - огромное количество. Только в первом полугодии 2007 года было зафиксировано 812 актов незаконного вмешательства в деятельность железнодорожного транспорта. И все это приносит компании колоссальный материальный ущерб, а зачастую содержит и реальную угрозу безопасности движения поездов.

Но сейчас, поясняет Якунин, в Уголовном кодексе уголовная ответственность предусматривается только в тех случаях, если наступают тяжкие последствия. Но это, по мнению Якунина, неправильно.

А на протяжении последних суток железнодорожники занимались восстановительными работами на Октябрьской дороге. Вчера в полдень движение там уже возобновилось. Правда, первое время составы будут двигаться медленнее, чем обычно, - сначала на скорости 40 километров в час, потом - 60 километров и так далее. В устранении последствий аварии участвовало более 300 человек. Якунин доволен работой своих подчиненных и всех тех, кто оказывал железнодорожникам помощь. Сразу после аварии, отметил он, "не было ни паники, ни воплей, ни криков", все действовали очень слаженно. Профессионально повел себя и машинист поезда Алексей Федотов. Все происходило буквально в доли секунды, но он автоматически сделал все, что необходимо, и это предотвратило жертвы, рассказывал Якунин. 14 августа он побывал в семье Федотова. А вчера глава РЖД направил письмо в минтранс с просьбой представить к государственной награде людей, принимавших участие в устранении последствий аварии. Причем среди них есть не только железнодорожники. "Эти люди совершили героические поступки", - считает глава РЖД.

Что же касается обеспечения безопасности движения поездов, то с этой задачей, по мнению Якунина, железнодорожники в состоянии справиться: устанавливаются ограждения путей и мониторы в вагонах (в том числе и в электричках), по расписанию проводятся путевые обходы. Вполне надежна и конструкция используемых поездов и локомотивов.

И даже произошедшая авария не станет препятствием для планов РЖД по развитию высокоскоростного движения. Первые скоростные поезда придут на смену "Невскому экспрессу" уже в следующем году. РЖД уже вложило в инфраструктуру на этом направлении около 3 миллиардов рублей. К тому же поезда на скоростных маршрутах должны проходить по эстакадам либо по огражденному пути. Так что доступ к таким участкам дороги ограничен. "Количество преступных криминальных элементов меньше, чем население страны", - говорит Якунин. И потому диверсия не может быть поводом для того, чтобы сворачивать планы по скоростному движению. А вот усилить систему наблюдения, сотрудничество с правоохранительными органами необходимо, признает Якунин. В программе развития железнодорожного транспорта есть и раздел, посвященный антитеррору. Но ясно, что основная ответственность за предотвращение терактов лежит все-таки не на железнодорожниках, а на специалистах из других ведомств. "Мы не можем на 100 метров участка поставить железнодорожника с биноклем", - поясняет Якунин.

Убытки РЖД от аварии "Невского экспресса" пока не подсчитаны. Впрочем, вчера Якунин, отвечая на вопросы журналистов, привел некоторые цифры: в 2,5 миллиона рублей обошлось компании бесплатное питание для задержанных в связи с аварией поездов пассажиров, надо будет отремонтировать 12 вагонов. При этом ремонт одного вагона стоит более 12 миллионов рублей, более чем в 100 миллионов рублей компании обойдется покупка нового локомотива, затрат потребует и ремонт пути. То есть, по самым приблизительным прикидкам, РЖД понадобится более 250 миллионов рублей. Но средства на компенсацию форс-мажорных обстоятельств у компании зарезервированы, заверяет Якунин.

А вот выплатой компенсаций пострадавшим в результате аварии гражданам займется страховая компания ЖАСО. Накануне "РГ" уже сообщала о формуле, по которой рассчитываются эти выплаты. Они составят не более 12 тысяч рублей для тех, кто был застрахован по программе обязательного личного страхования и не более 250 тысяч рублей плюс столько же на лечение и лекарства, подтвердил глава РЖД. Он напомнил, что после печальных событий с аварией в Минеральных Водах РЖД помогала пострадавшим, потому что пассажиры электричек страховой полис не приобретают. Но здесь иной случай. РЖД же компенсирует пассажирам ущерб только в тех случаях, если по вине компании происходит задержка поездов, пояснил Якунин.

Железные дороги Теракты ОАО "Российские железные дороги"