16.08.2007 00:00
Общество

Вспышка пневмонии в Верхней Пышме не повлекла за собой массовых проверок коммунальщиков

Текст:  Дарья Кезина (Свердловская область)
Российская газета - Урал: №0 (4441)
Читать на сайте RG.RU
Вспышка пневмонии не повлекла за собой изменений в коммунальном хозяйстве

После вспышки легионеллезной пневмонии в Верхней Пышме (выпуск "Урал" писал об этом неоднократно) ожидалось, что муниципалитеты начнут наводить тотальный порядок в системах водоснабжения. Однако дальше громких заявлений дело не пошло. Разве что екатеринбургские специалисты заговорили об изменении регламента опрессовок, которые сейчас в разгаре и продлятся до 15 октября.

Напомним, бактерия легионелла обосновалась в пышминском трубопроводе горячего водоснабжения во время одиннадцатидневного застоя воды. Опрессовки совпали с ремонтными работами на Среднеуральской ГРЭС, поэтому система не циркулировала. После этого прецедента коммунальщики стали опасаться, что их обяжут сливать застойную воду, чего сегодня не предусмотрено. Процедура довольно дорогостоящая: компаниям пришлось бы "пускать на ветер" десятки тысяч кубометров воды, прочищать трубы, тратить электроэнергию на новый подогрев. Сейчас генерирующие компании и ЖЭКи могут вздохнуть с облегчением: до конца подготовки к отопительному сезону Роспотребнадзор твердо решил не вносить в регламенты никаких изменений. Как рассказал начальник управления топливно-энергетического хозяйства екатеринбургской администрации Андрей Щербинин, его ведомство не ощутило даже обещанного ужесточения контроля со стороны санврачей.

- Проверок больше не стало, работаем по прежней схеме, - заявил он.

Пока профилактические меры ограничиваются следующим. После того, как вспышку пневмонии удалось погасить, главный государственный санитарный врач страны направил в территориальные отделы Роспотребнадзора распоряжение провести до конца августа ревизию систем теплового и горячего водоснабжения, а также их профилактического ремонта. Как оказалось, Геннадий Онищенко проявил завидную проницательность и еще за месяц до эпидемии в Верхней Пышме выпустил "Методические указания по выявлению бактерий Legionella pneumophila в объектах окружающей среды". То есть спрогнозировал ситуацию. Сейчас сотрудники Роспотребнадзора обязаны пройти обучение, чтобы в дальнейшем брать пробы на выявление легионеллы. О результатах филиалы должны сообщить до первого октября. Тогда федеральная служба решит, надо ли менять регламенты.

Свердловские коммунальщики сомневаются, что ревизия принесет сюрпризы. Известно, что объекты коммунальной инфраструктуры изношены на 70 процентов, а водопроводные и теплоснабжающие сети - на 50-60. Ежегодно ветхость труб увеличивается на два-три процента. Эти среднероссийские данные присущи Свердловской области и Екатеринбургу. Ссылаясь на ветхость труб, некоторые руководители коммунальных предприятий полагают, что сделать воду чистой можно только после повышения тарифа, так как денег на очистку и латание дыр не хватает. Например, в недавнем интервью генеральный директор Свердловских коммунальных систем Вячеслав Пракин заявил, что финансирование (а следовательно, и тарифы) нужно увеличить как минимум в шесть раз: сегодня компания тратит на ремонты около 80 миллионов рублей в год, а требуется 500. Да, стальная труба подорожала в прошлом году на 24 процента, но ведь и тариф вырос на 22. С одной стороны, спорить трудно: сегодня в области более 50 километров только магистральных сетей отслужили два и более срока. При таком износе необходимо менять десять километров трубопроводов в год, а получается только три, то есть 1,5 процента от общей протяженности. С другой стороны, такую точку зрения разделяют далеко не все. Например, главный инженер крупной генерирующей компании Леонид Соловьев уверен, что для получения качественной воды надо просто соблюдать действующие СанПиНы. И денег, заложенных в тариф, для этого вполне достаточно.

- Можно заменить хоть все трубопроводы разом, но через пять лет мы придем примерно к тому же, что имеем сейчас. Каждому приходилось наблюдать разрытые коммуникации, которые неделями ржавеют под дождем. Это называется "ремонтные работы", - говорит Леонид Соловьев. - Почему в Пышме дело дошло до трагедии? Потому что после опрессовок коммунальщики нарушили массу санитарных норм. Во-первых, не прочистили трубопровод, во-вторых, первые 14 часов после отключения шла еле теплая вода. А по нормам должна быть 70-градусная. У наших магистральных сетей такая же открытая система, как в Пышме, но у нас в принципе не может возникнуть застоя: когда идут опрессовки, мы без отключения переводим воду на обратную, резервную линию. Та же схема в Екатеринбурге и других городах с открытой системой. По нормам водоснабжающие компании, подобно нашей, должны изначально получать на теплоноситель воду питьевого качества. Для этого при каждой ТЭЦ работают химслужбы. Чтобы трубы не ржавели, они очищаются от солей жесткости и газовых растворов. Потом вода кипятится через деораторы и только затем подается потребителю.

Для безопасности воды и сохранности труб в идеале лучше вообще обходиться без опрессовок. Они нужны только для того, чтобы испытать прочность труб перед зимними холодами. За рубежом еще лет 15 назад нашли массу безболезненных альтернатив. В Финляндии коммуникации тоже не истязают опрессовками, предпочитая инфракрасную съемку с вертолета. Нам до подобных методов еще далеко. В сезон опрессовок (с 15 мая по 15 октября) коммунальщики жестко испытывают одни и те же трубы по 15 и более раз.

Сегодня в Свердловской области 20 процентов "закрытых" водопроводов и 80 - "открытых". Если в первых проблем с качеством воды обычно не возникает, то в других системах картина прямо противоположная: нормативы так или иначе нарушены в 60 процентах случаев. Кстати, "открыто" снабжается водой и Екатеринбург, где проживают 38 процентов населения области. Проблема в том, что контроль не сосредоточен в одних руках. Роспотребнадзор берет пробы воды "в рамках выделенных средств", а за технологиями опрессовок следят коммунальные предприятия - по своей программе лабораторно-производственного контроля. Вопрос - что это за контроль. По предварительным данным областного Роспотребнадзора, треть коммунальных предприятий вообще не проводит полную очистку квартальных трубопроводов хотя бы раз в год. Большей частью этим грешат ЖЭУ.

Но, оказывается, светлое будущее уже забрезжило перед свердловчанами. Как проинформировал заместитель начальника отдела надзора за состоянием среды обитания и условиями проживания управления Роспотребнадзора по Свердловской области Расик Акрамов, сомнительное качество горячей воды в регионе уже давно вызывает тревогу у санитарных врачей. Поэтому еще с начала года областной Роспотребнадзор принял программу производственно-лабораторного контроля систем горячего водоснабжения - от трубопроводов до котлов. "Слабые точки" будут взяты под жесткий контроль. Злостным коммунальщикам-нарушителям грозит административное наказание вплоть до приостановления работы предприятия. При этом больше всех пострадают потребители некоторых районов, которые могут остаться без горячей воды. Санврачи считают такое решение гуманным: лучше потерпеть неудобства, чем подцепить инфекцию.

Но штрафники начнут "караться" только со следующего года. Так что ближайший отопительный сезон пойдет по-старому и с прежними рисками. По шутливому признанию Расика Акрамова, придется в последний раз понадеяться на лучшее: авось, пронесет.

Здоровье Свердловская область Урал и Западная Сибирь