17.08.2007 03:00
Происшествия

Что изменилось на дорогах после ужесточения штрафов

Что изменилось на дорогах после ужесточения штрафов
Текст:  Игорь Елков
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (4442)
Читать на сайте RG.RU
В минувшую субботу вступили в силу очередные изменения в административный кодекс, более строго карающие водителей и пешеходов.

Очередные - потому что с 2000 года санкции за нарушение Правил дорожного движения менялись уже пять раз: в 2002, 2004, 2005, 2006-м и в июне этого года. Корреспондент "РГ" отправился отслеживать нарушителей.

Было - не было

Утро, суббота, пост ГИБДД на пересечении Московской кольцевой и Ярославского шоссе. Как обычно, в область движется поток дачников. Полосы в центр свободны.

Всем инспекторам раздали памятку о новых изменениях. Документ составлен максимально просто и доступно: вид нарушения и санкция с пометками "стало" и "было".

Например, езда по тротуарам: было 100 руб., стало 2000 руб. И так далее - всего девять новшеств.

- Сложнее всего с телефонами, - откровенничает инспектор, просивший не называть его фамилию. - Например, водитель отказывается признать, что говорил по телефону. Изъять телефон в качестве вещдока я не имею права, он ведь частная собственность водителя. Теоретически можно сделать запрос в сотовую компанию и доказать, что такого-то числа в такое-то время с номера, зарегистрированного на такого-то гражданина, звонили. Ну и что? Мировому судье этот парень потом скажет, что оставил телефон жене, вот она кому-то и звонила. А главное - все эти сложности за штраф размером в 300 рублей?!

Пост, куда приехал корреспондент "РГ", входит в зону ответственности отдела ГИБДД по Северо-Восточному округу столицы. В цифрах это 500 километров дорог и 375 тысяч машин, стоящих на учете. Плюс миллионы проходящих машин, в основном через четыре поста-пикета, которые контролируют въезды в город. Число нарушений и соответственно штрафов при таком движении огромное.

- Добровольно оплачивают штрафы сегодня немногие, - говорит глава ГИБДД округа полковник Александр Афанасьев. - В среднем за сутки мы направляем по 300 материалов судебным приставам о взыскании штрафов. Представляете, насколько это огромный документооборот? И сколько сил и времени это отнимает?!

По словам полковника, законодатель установил совершенно адекватное наказание "за разметку": аварии с выездом навстречу потоку часто сопровождаются гибелью или как минимум тяжкими травмами. Излишне лояльным, на его взгляд, остается лишь наказание за проезд на красный свет светофора. Последствия тоже тяжелые, крови на перекрестках льется много, а штраф символический.

Дорогая встречка

Но появились и послабления. Например, по новым правилам запрещено лишать прав за разворот на встречной полосе. Любителей таких лихих маневров теперь решено воспитывать рублем - штраф увеличился втрое (до 1500 руб.). С этим милиционеры не спорят: права правами, но опасность такого разворота все же ниже, чем попытка объехать пробку по встречной.

Раньше любителей погонять по встречке умеренно штрафовали (300-500 руб.) или ненадолго лишали прав (на 2-4 месяца). Отныне за выезд на встречку - никаких штрафов. Только один вид наказания: до полугода без прав. Уже когда писались эти строки, из Пермского края пришло известие: "девятка" выскочила на полосу встречного движения и врезалась в "КамАЗ". Трое погибли на месте, еще двое - 19-летний парень и 38-летняя женщина - скончались в больнице...

Что же до разговоров по телефону, то, по мнению полковника Афанасьева, штраф в 300 рублей вполне адекватен. А вот необходимость заказывать распечатки в сотовых компаниях, чтобы доказать в суде виновность водителя, вызывает гнев офицера.

- Инспектору нужно верить на слово, - считает глава ГИБДД округа. - В сочетании с воспитанием водителей это даст нужный эффект. Например, за рубежом можно увидеть такую сцену: водитель бросает на дорогу окурок, свидетели тут же сообщают об этом в полицию. Нарушителя останавливают и наказывают. Это воспринимается как должное, никаких вещдоков не требуется. Поди у нас так попробуй. Столько всего в свой адрес услышишь!

Затянули ремни

Личные ощущения по итогам дежурства на посту. Примерно 70 процентов водителей отныне пристегнуты ремнем безопасности. Но ирония в том, что почти все пристегнувшиеся убеждены, что штраф за непристегнутый ремень уже действует и составляет от 800 до 1000 рублей. На самом деле - 500, и с 1 января 2008 года. Однако, думаю, в этом случае стоит оставить водителей в счастливом неведении - для них же лучше.

А как у них

В США за разговор по мобильному телефону за рулем без "хэндс-фри" обходится водителю от 25 до 75 долларов. Примерно в половине штатов законодательство запрещает полицейским останавливать машину с непристегнутыми водителем и пассажирами, но если водитель нарушит иные правила или попадет в аварию, ему ужесточат наказание.

Охрана порядка Административное право