"Приключение" - всероссийского масштаба: теракт на железной дороге Москва-Санкт-Петербург. Павел Чухрай и еще несколько участников фестиваля провели в поезде почти сутки. А премьерный показ запоздал на пять часов.
На следующий день движение фильмов по расписанию было полностью восстановлено. В урочное время на экране "Выборг-Паласа" появились еще два самых ожидаемых фильма. Это "Железная дорога" Алексея Федорченко (его самое известное создание - "Первые на Луне") и "Артистка" Станислава Говорухина.
Смею предположить, что все эти три фильма и разделят между собой самые престижные награды "Окна в Европу".
И чухраевская, и говорухинская ленты дали основание критикам заговорить о таком сравнительно новом явлении в российском кино, как киноантреприза.
Здесь все, как в театральной антрепризе. Рецепт прост: берется живая пьеса, приглашаются классные артисты плюс умелый режиссер, плюс работа без халтуры, с полной отдачей, и непременно работа себе в удовольствие. Тогда все получается в удовольствие зрителям.
Зрители и "Русской игры", и "Артистки" были счастливы, что очень важно для отечественного кино, которое пытается вернуть их в залы.
Станислав Говорухин это сделал на сей раз без характерной для него в последнее время менторской многозначительности. Сама история незатейлива: щедро талантливая артистка (Евгения Добровольская) не находит применение своим талантам ни на сцене, ни в кино, ни в личной жизни, пока на ее пути не повстречался серьезный ученый-паразитолог Викентий (Юрий Степанов). И тут сразу на девушку обрушился водопад удач: роль Королевы в "Гамлете", роль в новом фильме большого кинорежиссера (Федор Бондарчук) и счастье в личной жизни с талантливым ученым.
Если к этому добавить, что бенефисный триумф не очень оцененной в нашем кинематографе действительно талантливой Евгении Добровольской обрамлен столь же бенефисными выходами на сцену Марии Ароновой, Александра Абдулова, Ирины Скобцевой и Михаила Ефремов, то легко догадаться, почему этот фильм обречен на зрительские симпатии не только в Выборге, но и в стране.
Легко предположить, что фильм станет частым гостем на наших телеэкранах по праздникам.
Как, наверное, и фильм Павла Чухрая "Русская игра", тоже ведь в значительной степени бенефисный. И для Сергея Маковецкого, и для Сергея Гармаша.
Но здесь все гораздо серьезнее. Хотя бы потому, что в основе картины - великая гоголевская пьеса "Игроки". И режиссер ее ставил не за тем только, чтобы дать поиграть любимым артистам. Все-таки, хочешь не хочешь, но, прикасаясь к Гоголю, задеваешь тему судьбы России. И мысли на этот счет выходят противоречивыми. И на вопросы, откуда и куда следует матушка Русь со всеми своими "мертвыми душами", их хозяином - мошенником Чичиковым, вертопрахом Хлестаковым, лежачим камнем Подколесиным и шулерами Швохневым, Утешительным и Ихаревым, нет ответа.
Нет его и в фильме Чухрая. Но зато режиссер постарался обострить сам вопрос. Он пошел на небольшую подмену: сделал главного героя гоголевской пьесы Ихарева итальянцем - Лукино Форца и таким образом расширил пространство плутовства. Оно стало международным: Россия встретилась с Италией и начисто ее переиграла. Тот, который пришел к нам с мечом, то бишь, с колодой крапленых карт, от меча (колоды) и погиб.
Итальянца не жалко.
Не жалко, к слову сказать, и пьесы - ее не убудет, что бы с ней ни делали в кино и в театре. Сожалеть приходится о тех, кто все-таки хотел бы знать, куда же наша Русь-тройка (или Русь-повозка), если не мчится, то волочится с тремя жуликами.
В финале картины понимаешь, что "замена" Ихарева на Форца неравноценна. У Чухрая итальянец всего лишь жулик. И потому его не жалко. У Гоголя Ихарев - романтик и поэт шулеровского дела. Он сражается с судьбой, с роком, с дьяволом и проигрывает антрипризной команде одаренных пошляков. Они опошлили великое искусство карточного фокусника.
Он терпит такую же катастрофу, как Чичиков, с его аферой века.
В отличие от Павла Чухрая молодой режиссер Алексей Федорченко пустился в путешествие по заброшенной железной дороге в глубь России. И тут выяснилось, что со времен Николая Васильевича в России много воды утекло. Абсурдизм нашего житья-бытья окреп. Идея счастливого будущего отделилась от жизни и гуляет сама по себе, как Гоголевский "Нос".
Идея вне жизни, вне любви и вне быта - уродлива и дика. Она, поселившаяся в незадачливых героях, тащится за стариком-паровозом. И достигает остова истлевшего цирка. И затем просто возвращается домой.
Мысль очевидна и прозрачна: идея, какой бы она ни была великой, заманчивой, убежавшая из дому, отлученная от дома, - всего лишь химера.
Гоголь аукнулся и в этой картине. Нос майора Ковалева в двадцать первом веке не сделал карьеры. Он опустился, стал бомжем и пытается вернуться, угнездиться снова на лице майора Ковалева. Это его дом.
* * *
Сегодня поздно вечером станут известны все обладатели наград Выбогского кинофестиваля "Окно в Европу".