21.08.2007 03:00
Власть

Новые избирательные правила помогут малонаселенным регионам защитить свои права

Новые избирательные правила помогут малонаселенным регионам защитить свои права
Текст:  Дмитрий Владимиров
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4445)
Читать на сайте RG.RU

Незадолго до официального старта избирательной кампании в Госдуму ЦИК утвердил схему равномерной "нарезки" территории России для того, чтобы партии смогли создавать на получившихся частях региональные партийные группы. О причинах, по которым понадобилось делить страну на части, рассказал "РГ" член Центральной избирательной комиссии Валерий Крюков.

Российская газета:  Какой был смысл "нарезать" территорию России на огромное количество частей, в каждой из которых партиям теперь придется выставить отдельный список кандидатов в депутаты? Не проще ли было дать возможность партиям сформировать по одному федеральному списку, общему для всех регионов?

Валерий Крюков:  Появление такой территориальной "нарезки" в Федеральном законе "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" - нормальная практика для страны, где выборы в нижнюю палату парламента проводятся по партийной системе при отсутствии депутатов-одномандатников. При помощи подобной "нарезки" в новой Государственной Думе будут представлены интересы не только федерального центра, но и регионов. Проиллюстрирую этот тезис при помощи не слишком хитрых математических вычислений. Итак, допустим, что в парламентских выборах в декабре 2007 года примут участие 15 политических партий. На выборы при этом придут около 60 миллионов избирателей - я отталкиваюсь от данных о количестве проголосовавших на прошлых думских выборах. Известно, что часть партий не сможет преодолеть семипроцентный барьер. Предположим, что партии, преодолевшие семипроцентный барьер, в целом "соберут" 50 миллионов голосов избирателей. А вот теперь давайте подсчитаем, каков получается "вес" одного депутата, - "взвешивать" будем не в граммах, а в количестве голосов избирателей. В Государственной Думе 450 мест. Вот и делим 50 миллионов на 450. Обычно получается, что один депутатский мандат "весит" приблизительно 100 - 110 тысяч голосов. Как распределить депутатские мандаты между регионами? А вот для этого и существует наша "нарезка", чтобы прикрепить будущих депутатов к конкретным территориям. Предположим, что в Москве партия под названием "N" собрала 500 тысяч голосов, а на Камчатке - 100 тысяч голосов. Вот и получается, что от столицы в Государственной Думе будет работать пять депутатов данной партии, а от Камчатки - один.

РГ:  А как можно такую неоднородную по количеству населения страну, как Россия, поделить на одинаковые части?

Крюков:  Делая "нарезку", мы как раз отталкивались от количественного фактора. На момент проведения выборов на территории России будет насчитываться 85 субъектов Федерации. Среди них есть малочисленные и плотно заселенные. Так вот, во время предвыборной "нарезки" страны мы взяли за отсчет цифру 1,3 млн. избирателей. То есть, если в каком-либо субъекте Федерации зарегистрировано более 1,3 млн. избирателей, то этот субъект делится на части - и в каждой такой части допущенная к выборам партия сможет выставить отдельный региональный список кандидатов в депутаты Государственной Думы. При этом минимальная численность избирателей в такой территориальной части не должна быть меньше 650 тысяч человек. Так что в одном крупном регионе может быть несколько таких частей. У нас в стране есть 26 крупных регионов, где численность избирателей превышает 1,3 млн. человек. Они оказались разделены в общей сложности на 94 части, в каждой из которых партии смогут выставить свои региональные списки.

РГ:  А как быть с регионами, где число избирателей меньше 1,3 млн. или меньше даже 650 тысяч человек? На выборах их будут автоматически присоединять к более крупным соседям? Некоторые национальные республики сочтут это за ущемление их прав.

Крюков:  Регионам с небольшим количеством населения не стоит опасаться за свои права. У нас в стране насчитывается 59 субъектов Федерации, где количество зарегистрированных избирателей меньше 1,3 млн. человек. И каждый из этих регионов в соответствии с Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" представляет собой самостоятельную часть, в которой могут быть свои отдельные партийные списки. Возьмем для примера Ненецкий АО: там всего чуть более 29 тысяч избирателей. Но во время выборов на его территории каждая партия получит право представить свой отдельный список кандидатов в депутаты. Всего же в соответствии с новыми правилами "нарезки" наша страна, говоря образно, была "поделена" на 153 части.

РГ:  Но ведь наверняка не все партии сумеют сформировать списки кандидатов во всех этих 153 частях. В первую очередь это касается оппозиционных организаций. Это может стать поводом для их отстранения от участия в выборах?

Крюков:  Нет. В Федеральном законе "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" оговорено, что для участия в выборах партия должна выставить списки не менее чем в 80 таких частях, но в каждом из субъектов Российской Федерации.

РГ:  А как будет выглядеть такой региональный список партии? Сколько в нем будет кандидатов "чисто региональных", а сколько федеральных?

Крюков:  Представьте себе избирательный бюллетень. Он поделен на части, и у каждой партии своя часть. Если в выборах примут участие 15 партий, то в бюллетене будет 15 наименований этих партий. Внутри каждой из них содержатся имена кандидатов от данной партии, эмблема партии и пустой квадратик для отметки избирателя. Так вот, список кандидатов каждой партии может быть разделен как бы на две части: общефедеральную и собственно региональную. В общефедеральной части могут быть указаны имена не более трех кандидатов. Скорее всего, это будут лидеры партии или известные всей стране люди, пожелавшие баллотироваться от этой организации. В региональной части списка также можно указать имена не более трех кандидатов. Кстати, если в списке отсутствуют и общефедеральная часть, и соответствующая региональная группа, то в этом случае рядом с названием партии в бюллетене будет стоять только эмблема. Но, скорее всего, большинство бюллетеней будет содержать по шесть имен - по три от общефедеральной части, по три от региональной части федерального списка. Так что избирателю разобраться в кандидатах от партий, внесенных в бюллетень, будет делом несложным.

Внутренняя политика ЦИК