Столице сейчас принадлежит около 50 миллионов квадратных метров нежилых площадей, половину из которых власти сдают в аренду: в основе своей торговым организациям. Но так сложилось: по-прежнему на субаренде столичных помещений и земли, которых с каждым днем все меньше, до сих пор делают хороший бизнес многие фирмы, которым удалось взять на время лакомый кусок по сходной цене. Причем с большой выгодой для себя: официальная ставка для третьих лиц может повышаться в десятки раз относительно первоначальной. Чтобы приучить к порядку арендаторов, сдающих офис или землю по "второму кругу", федеральные власти совместно со столичными решили усилить контроль за такой нелегальной передачей государственной земли и помещений. Специально для этого и была в прошлом году создана объединенная госинспекция по недвижимости. За год ей удалось проверить около 17 тысяч нежилых помещений и около 15 тысяч земельных участков. Выяснилось, что 9 тысяч арендаторов используют землю и объекты недвижимости с грубым нарушением закона. Кроме главной беды - игры на проценте от субаренды - в тройку главных нарушений входят самовольное занятие земель и закрытие доступа к землям общественного пользования (детским площадкам, скверам, проезжей части дороги и т. д.).
На сегодня к административной ответственности уже привлечено свыше 6,5 тысячи арендаторов, которые заплатили в казну Москвы штрафов на общую сумму 116 миллионов рублей.
Однако руководитель госинспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы Любовь Оборкина уверена, что главная их функция - не просто собирать как можно больше штрафов, а приучить к порядку арендаторов: "Многие не соблюдали правила как раз из-за безнаказанности, полагая, что таких, как они, тысячи, и просто никто к ним не придет, а раз так, то зачем и закон читать".
Впрочем, ради прибыли от субаренды бизнесмены чаще рискуют и по другой, более житейской причине: дело в том, что они умеют прекрасно высчитывать цену преступления и наказания. В настоящий момент штраф за это не превышает 30 тысяч рублей, а спекуляция на квадратный метр превышает эту сумму иногда более чем в два раза. В итоге нарушителю выгоднее отделаться штрафом, чем стать законопослушным и официально зарегистрировать договор субаренды на срок до 11 месяцев через департамент имущества.
Вот почему в госинспекции с таким нетерпением ждут, что этой осенью Мосгордума наконец примет московский кодекс об административных правонарушениях. "Этот документ даст нам возможность ужесточить штрафные санкции",- поясняет Оборкина.
Но ведь для злостных нарушителей, которых штрафами не напугаешь, у властей уже сейчас есть проверенный метод - расторжение договора. Почему же тогда в Москве сейчас аннулируют лишь 5 процентов договоров с теми, кто нарушил законодательство об использовании госимущества? Все дело в том, что официально разорвать договор не так-то просто: для начала надо доказать, что городу нанесен ущерб на сумму не меньше 50 тысяч рублей.