24.08.2007 01:00
Культура

В саду "Эрмитаж" открывается самый престижный джазовый open-air России

Сегодня в столичном саду "Эрмитаж" открывается самый престижный джазовый open-air России
Текст:  Александр Алексеев
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4449)
Читать на сайте RG.RU

Международный фестиваль "Джаз в саду "Эрмитаж" - уже одна из главных музыкальных достопримечательностей нашей столицы. В этом году он стоится в десятый раз подряд. И в честь юбилея будет особенным.

На три дня, традиционно в самом конце августа, уютный и тенистый сад в самом центре Москвы превращается в мировую столицу джаза. Масса людей приходят сюда из года в год. В первую очередь - из-за того, что в саду "Эрмитаж" в эти дни выступают самые яркие, талантливые и самобытные джазовые исполнители из многих стран. Ну, и еще за тем - чтобы погрузиться во влекущую атмосферу этого самобытного open-air. На котором можно слушать выступления сидя в креслах перед сценой или за столиком в ресторане, а можно - просто на лужайках, организуя импровизированные "пикники на обочине" и встречая давних знакомых. Или находя новых друзей-единомышленников  - тоже любителей джаза. Здесь есть с кем обменяться новостями и впечатлениями о недавних премьерах в любимой музыке. А можно гулять по аллеям или танцевать, попутно наслаждаясь погожими деньками уходящего солнечного лета - очень подходящей поры для этой эмоциональной, живой, импровизационной и удивительной музыки. Словом, как все эти десять лет - "Джаз в саду "Эрмитаж" будет главным многодневным джазовым праздником России. А среди тех, кто выйдет на сцену будут звезды российского джаза: Аркадий Шилклопер, "Джаз-Бас Театр" Алекса Ростоцкого, ансамбли Германа Лукьянова, Якова Окуня, Андрея Кондакова, Анны Королевой; американского: вокалист Дэннис Роуланд, саксофонист Лу Табакин, трубач Джим Ротонди; польского: ансамбль саксофониста Яна Пташина-Врублевского, трубач Петр Войташик и другие.

Впрочем, нынешний фестиваль - юбилейный. И возможно поэтому его ждут некоторые перемены. О них обозреватель "РГ" расспросил генерального продюсера и арт-директора "Джаза в саду "Эрмитаж" Михаила Грина.

Российская газета: Проще было организовывать самый первый фестиваль или нынешний - юбилейный?

Михаил Грин: В мире "Джаз в саду "Эрмитаж" уже хорошо знают, он входит в список крупнейших европейских. И собственно все годы главные проблемы были схожие - экономические. А музыканты к нам приезжают с удовольствием, очередь стоит на два года вперед, включая зарубежных исполнителей. Престиж фестиваля очень высок. Я вообще не знаю такого другого джазового, у которого порядковый номер - уже десятый.

РГ: Ну, Монтре, например.

Грин: Я имею ввиду - в России. Самый первый "Джаз в саду "Эрмитаж" состоялся еще в год дефолта, тот случился как раз во время его. С тех пор каждый год, без перерыва, нам удавалось делать наш фестиваль. И с каждым годом мы прибавляем. Нам самим этого хочется, чтобы не стоять на месте. Исполнители в этом году снова подобрались очень хорошие. У нас была идея - пригласить тех лучших, которые за эти годы выступали в саду "Эрмитаж". Но надо сказать, что цены за это время очень повысились: исполнители требуют больших гонораров, да и условия запрашивают по максимуму. Например, хотят лететь из США бизнес-классом, а это стоит в три раза дороже, чем обычный билет.

Но в этом году нам очень помогли культурные центры и посольства стран, откуда к нам едут основные хэдлайнеры. Поэтому удалось пригласить таких людей как Лу Табакин. Это не молодой человек, ему за 70, а лететь больше десяти часов. Конечно, мы пошли на его условия, обеспечили комфорт, поскольку очень хотели пригласить этого саксофониста. Ну, а польский культурный центр вообще за свой счет привез в Москву квартет Яна Пташина-Врублевского - выдающегося европейского и уж точно самого выдающегося польского джазового музыканта последних 50 лет. Нашими расходами были только выплата гонораров.

РГ: А легко ли было пригласить одного из лучших вокалистов современного джаза - Денниса Роулэнда?

Грин: Он выступал у нас на седьмом фестивале. Танцевал практически весь "Эрмитаж". Этот певец семь лет пел у Каунта Бейси, он - афроамериканец, симпатяга. С хорошим голосом. С джазовыми вокалистами сейчас вообще большие проблемы. Таких, как были Элла Фитцжеральд, Джо Уильямс, Сара Вон - почему-то не появляется. А появляются какие-то смазливые девицы, которые что-то щебечут и считают, что это джаз. Хорошо, что Деннис Роулэнд охотно согласился снова приехать в "Эрмитаж". Он будет закрывать программу нашего фестиваля уже в воскресенье.

Музыка