Явка, как успел заметить глава правительства, вчера была достаточно высокая. Но не было, пожалуй, главного действующего лица - министра экономического развития и торговли Германа Грефа. На что премьер даже выразил сожаление, что "у нас как несчастный случай, когда кого-то вопрос касается, его обязательно нет".
Правда, рассматриваемые на заседании вопросы впрямую к ведомству главного экономиста не относились. Но министр финансов Алексей Кудрин, докладывавший о результатах исполнения бюджета за первое полугодие, не раз пенял на то, что неравномерное кассовое исполнение бюджета в первую очередь зависит от нарушения сроков утверждения нормативно-правовых актов.
Ничто не предвещало, что довольно спокойное заседание правительства, начавшееся с доклада министра информационных технологий и связи Леонида Реймана о результатах работы его ведомства за 2006 год и основных направлениях на три года, закончится если не скандально, то уж слишком эмоционально. Нет, не "соло" Реймана о стратегических целях вызвало такую реакцию, а цифры, которые представил министр финансов.
Кудрин не стал оперировать большими суммами, в которые оцениваются доходы и расходы бюджета. Вместо этого главный финансист практически сразу же рассказал о том, что беспокойство вызывает получение налога на добавленную стоимость (НДС). Правда, компенсацию недополученного налога в первом квартале он тут же предсказал до конца года, и по итогам текущего года план по налоговым доходам будет исполнен. Скорее всего это был политический шаг, ведь именно Фрадков три года назад настаивал на снижении НДС. И именно Кудрин отговаривал его от этой идеи. Тогда же было принято решение лишь об изменениях администрирования налога, и Кудрин теперь дал понять, что даже такая мягкая мера привела к серьезному бюджетному провалу.
Но недопоступление НДС было связано не только с законодательными решениями, но и с макроэкономической ситуацией. К примеру, увеличение сумм налоговых вычетов в результате роста импорта уменьшило поступления от НДС на 72 миллиарда рублей. Переход на заявительный порядок возмещения налога вместо ранее действовавшего (до 1 января 2007 года) разрешительного порядка привел к уменьшению налога на 172 миллиарда рублей, переход к общему порядку возмещения НДС по капитальному строительству - на 77 миллиардов рублей. А вот переход с 1 января 2007 года на метод начисления в расчете налоговых обязательств по НДС увеличил поступления НДС в бюджет на 92 миллиарда рублей. Кудрин пояснил, что минфин уточнит свои ожидания по налоговым поступлениям и неналоговым доходам бюджета в текущем году после разработки нового прогноза макроэкономической ситуации в экономике, который должен появиться уже 20 сентября.
На самом деле министру финансов не привыкать критиковать правительство, вот и вчера он заметил, что из-за долгого согласования новой редакции закона о госзакупках вовремя не заключались контракты и не проводились тендеры. А еще сам закон о бюджете требует выпуска 37 постановлений, из которых 29 внесены с нарушением сроков, а два до сих пор не внесены в правительство.
- Задержка с подготовкой и выпуском нормативных актов - это что: свидетельство волокиты, безответственности или что-то другое? - провокационно заметил Фрадков, понимая, что министр финансов несет за это такую же ответственность, как и его коллеги. - Мы бьемся за каждый бюджетный рубль, а потом складывается впечатление, что какие-то вредители мешают нам...
Оказаться в числе вредителей министр финансов был явно не готов. Поэтому и ответ на этот очевидный вопрос дал несколько замысловатый. Кудрин предпочел заметить, что документы принимаются так поздно, что их уже надо было бы исполнять в то время, когда они еще готовятся. И вдруг неожиданно признался, что "мы сами иногда ставим себе сроки и задачи, которые не выполняются".
- Почему? Это желание отрапортовать? - не унимался глава кабинета министров. - Или это недостаточная квалификация? А потом хлопаем крыльями между минфином и минэкономразвития.
На что главному финансисту осталось лишь согласиться с тем, что, наверное, это следствие недопонимания поставленных задач. Опять же это связано с тем, что мероприятия в рамках ФЦП утверждаются в последние месяцы года, и нормативно-правовые акты правительства, необходимые для реализации этих мероприятий, принимаются уже в ходе того года, когда ФЦП исполняется. "Не все из нас, строго говоря, видели поправки, связанные с изменением порядка утверждения ФЦП и Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП), - признался главный финансист. - Потом оказалось, что поправки более многозначительные и требуют дополнительных нормативно-правовых актов". Но в отношении ФАИП Кудрин все же испытывает оптимизм, что в течение двухлетнего переходного периода, предусмотренного законодательством, ситуация будет полностью исправлена. Что же касается ФЦП, сами чиновники иногда страдают от недостаточно высокого качества реализации мероприятий по программам, пожаловался премьеру главный финансист. К примеру, в первом полугодии текущего года не осуществлялось исполнение ФЦП по обеспечению субсидиями на жилье федеральным госслужащим, потому что не были выпущены необходимые документы. "Это тот самый случай, когда сами чиновники оказались заложниками своей бюрократии", - обратил внимание Кудрин.
- От кого это зависит? - спросил Фрадков.
- От того, кто документ вносит, - ответил Кудрин, не "показывая пальцем" на Грефа.
- С этого надо было начинать, - выдохнул премьер.
Впрочем, примеров у Кудрина вчера было немало. Это и ФЦП "Дети России", которая внесена с нарушением сроков и за полгода исполнена лишь на четверть.
Эта информация не на шутку встревожила премьера. "Так не должно продолжаться, - заметил он. - Контролеров у нас достаточно: есть КРУ минфина, да и Сергея Степашина (председатель Счетной палаты) можно попросить не только по общеполитическим вопросам, но и по конкретным министерствам проводить проверку".
Но на этом председатель правительства не остановился. Вопрос "Где деньги?" повис молчаливым укором над затихнувшим залом. Правда, премьер довольно быстро нарушил паузу и предложил кардинальное решение - передавать в прокуратуру материалы по неравномерному кассовому исполнению федерального бюджета. Так еще ни один хозяин Белого дома не боролся с нарушителями кассового исполнения бюджета, хотя неравномерность использования бюджетных средств подкладывала правительству "свинью" под Новый год и в начале следующего в виде высокой инфляции.
Никакие уговоры до сих пор не действовали на нарушителей, неизвестно, как подействует и эта угроза, поэтому Фрадков попросил Алексея Кудрина использовать все возможные рычаги контроля за кассовым исполнением бюджета, "чтобы спросить с коллег, как используются деньги, как контролируются". "Это задача минфина", - подчеркнул глава правительства. Он заметил, что ситуация, при которой за полугодие кассовое исполнение бюджета составило 39%, а по ряду ведомств - всего 0,5%, является неприемлемой. Кстати, в аутсайдерах оказались РосОЭЗ (0,6%), Росинформтехнологии (0,9%), минрегион (1,4%) и Ростехнадзор (1,9%). По итогам обсуждения было принято решение ужесточить контроль за исполнением планов по расходованию бюджетных средств. "Не выполнили - взыскание и увольнение, другого пути нет", - подвел черту Фрадков.