Из Москвы до Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Берлина поезда пойдут со скоростью 350 километров в час, а из Москвы до Сочи можно будет доехать за одну ночь. При этом вагоны для скоростных и высокоскоростных веток будут выпущены на российских заводах.
Такие планы содержатся в стратегиях развития транспортного машиностроения (до 2015 года) и развития железнодорожного транспорта (до 2030 года). В ближайшее время их будут рассматривать в правительстве.
Об этом рассказал вчера замминистра транспорта Александр Мишарин, выступая на совместном совещании минтранса и минпромэнерго. Оба документа - плод общей работы двух министерств, к которой были также привлечены ОАО РЖД и представители машиностроительной отрасли. А после того как стратегии будут одобрены правительством, министерства подготовят общий приказ, детально расписывающий план действий по их реализации.
Железные дороги нельзя развивать в отрыве от транспортного машиностроения, им нужны новые вагоны, локомотивы и другая техника. Именно поэтому в министерствах и решили состыковать две стратегии. И не случайно совпадают многие цифры, которые приводили на совещании представители минтранса, минпромэнерго и РЖД, заметил в разговоре с журналистами замминистра промышленности и энергетики Андрей Дементьев. Кроме того, оба документа готовились на основе расчетов минэкономразвития, заложенных в основных направлениях социально-экономического развития страны до 2020 года.
В "железнодорожной" стратегии предусматривается не только строительство скоростных и высокоскоростных веток, но и прокладка других новых линий - по направлению к Магадану, Уралу. Будет построена ветка, параллельная Транссибу. Всего до 2030 года планируется запустить 20 тысяч километров железных дорог. Рывок в развитии железных дорог нашей стране необходим, говорят специалисты, потому что именно инфраструктурные ограничения на транспорте становятся тормозом для всей экономики. Кроме того, благодаря выгодному географическому положению Россия может стать уникальным транспортным "мостом" между Западом, Востоком и Азией. В развитие железных дорог будет вложено 13,7 триллиона рублей. При этом инвестиции государства, как определено в стратегиях, составят всего 20 процентов, затраты регионов - 5 процентов, а остальные расходы должен взять на себя частный инвестор.
Железнодорожники "подтянут" и другие отрасли. Машиностроители могут получить заказы на 4 триллиона рублей - такие средства заложены в программе на обновление подвижного состава. Сейчас он в дефиците - очередь на приобретение вагонов растянута на 2-3 года. Уже в этом году российские железнодорожники были вынуждены закупать вагоны в Казахстане и на Украине и полностью загрузили их предприятия заказами. Отечественным производителям надо напрячься, чтобы заполнить пробел. Если же они с задачей не справятся, то заказы уйдут к иностранцам, мы будем вынуждены открыть для них свой рынок и снизить пошлины, как это было сделано в авиапроме, предупредил Мишарин.
При этом ставка делается на самую современную технику: нужны вагоны для скоростного движения, большой грузоподъемности, которые пока в России не производятся. Впрочем, новые разработки уже ведутся. Идет речь о создании "интеллектуального поезда" со встроенной системой автоведения и диагностики, разработке нового дизельного двигателя для локомотивов, соответствующего экологическим нормам "Евро-5". В конце сентября машиностроители продемонстрируют свои новинки на полигоне в Щербинке. Государство обещает вложить в поддержку научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) на машиностроительных предприятиях 2,5 миллиарда рублей. Бизнесу же предложено потратиться на внедрение этих разработок. Кроме того, полагает Мишарин, предприятиям и самим надо вкладывать деньги в новые идеи.
Но к 2015 году, рассчитывают в минпромэнерго, российские производители смогут не только справиться с отечественными заказами, но и достойно конкурировать на мировом рынке. Доля наших производителей транспортных машин составит на нем почти 20 процентов, а объем экспорта - 40 миллиардов рублей (в 2006 году он был 16,4 миллиарда рублей). Потребители на российскую технику есть в странах СНГ, Юго-Восточной Азии, обсуждаются и перспективы наших поставок в Восточную Европу. И государство будет оказывать помощь в продвижении экспорта, выдавая госгарантии по экспортным поставкам, субсидируя процентные ставки по экспортным кредитам. Продвижение на иностранные рынки нужно, потому что отрасль не может "вариться в собственном соку", поясняет Дементьев. Она в таком случае становится неконкурентоспособной и заранее обречена на неуспех. А если не выдерживает конкуренции транспортное машиностроение, то такие же проблемы возникнут и у всего железнодорожного транспорта, поддержал его Мишарин.