28.08.2007 06:00
Общество

Нина Усатова получила роль, где можно дурачиться, плакать и смеяться

Нине Усатовой нравятся роли, где можно дурачиться, плакать и смеяться
Текст:  Светлана Мазурова (Санкт-Петербург)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4451)
Читать на сайте RG.RU
В премьере АБДТ им. Г. А. Товстоногова "Блажь!" по пьесе Островского и Невежина играет известная артистка Нина Усатова. Под хохот и овации зала она буквально купается в роли вдовы-помещицы Сарытовой.

Российская газета: Редко у вас случаются новые роли в театре?

Нина Усатова: Пусть редко, зато какой праздник я получила! Мне нравятся роли, где можно фантазировать, петь, плясать, дурачиться, плакать и смеяться. Эта моя первая работа с режиссером Геннадием Тростянецким. Я люблю работать с режиссерами, которые легки на выдумку и умеют увидеть что-то "за текстом". Три месяца, пока репетировали, актеры были просто влюблены в режиссера, хореографа, художника. У нас красивые и удобные костюмы, подобранные великолепным художником Владимиром Фирером. А как переживал за нас хореограф Сергей Грицай! Режиссер предложил нам составить биографии своих персонажей. У каждого обнаружилась бурная фантазия. Я, как ученица, исписала целую тетрадь. Молодые актеры, чудные ребята, с любовью играют даже небольшие роли: Андрей Феськов, Дмитрий Мурашев, Нина Александрова, Ваня Федорук, Сеня Мендельсон, Андрей Аршинников, Антон Шварц... Время пролетело со скоростью звука.

РГ: В спектакле вы поете романсы. Впервые запели на театральной сцене?

Усатова: Всегда пела. В Молодежном театре на Фонтанке, где я работала в 80-х, было много музыкальных спектаклей, а из одного- "Звучала музыка в саду" - я до сих пор пою песни. У меня есть концертная программа: русские народные песни, военные, казачьи, романсы. Пела и в кино, например, у Георгия Буркова в картине "Байка". Недавно записала две песни к фильму "12 стульев", снятому на Украине. Писали их с Максимом Дунаевским в его московской студии. Там, конечно, техника на грани фантастики, она может вытянуть так, что запоешь, как Лариса Долина.

РГ: На сцене БДТ вы успели застать великих актеров?

Усатова: Успела. Помню, если у меня была репетиция, а в это время шли "История лошади" или "На всякого мудреца довольно простоты", всегда просила отпустить на минуточку - взглянуть на Евгения Лебедева, Владислава Стржельчика. Прилипала и забывала обо всем на свете. Я пришла в БДТ в 1989-м, когда не стало Георгия Александровича Товстоногова. Не застала ни Ефима Копеляна, ни Павла Луспекаева, уже работали в Москве Иннокентий Смоктуновский, Сергей Юрский, Олег Борисов (с Борисовым я снималась в фильме "Садовник", а со Смоктуновским встречалась на озвучании). Работала с Николаем Трофимовым, Всеволодом Кузнецовым, Валентиной Ковель.

РГ: Многие режиссеры сегодня осовременивают классику. Иное дело - спектакль Тростянецкого. И к тексту бережно отнесся, и роскошные декорации, костюмы в стиле эпохи. Вам говорили, что вы созданы для таких спектаклей?

Усатова: Мы снимали фильм "Дело о "Мертвых душах" в старинном музейном особняке в Бутове. Режиссер Павел Лунгин сказал мне: "Нина, ты родилась для этих нарядов! Тебе бы играть роли эпохи позапрошлого века - Островского, Гоголя".

РГ: В "Мертвых душах" вам предложили любую роль на выбор?

Усатова: Можно было сыграть Коробочку, Даму, приятную во всех отношениях, другие роли. Я выбрала губернаторшу Анну Андреевну, чтобы быть рядом с замечательными актерами Сергеем Гармашем, игравшим губернатора, Ингой Оболдиной - Марьей Антоновной, губернаторской дочкой.

РГ: В театре вы, наверное, вдоволь классики наигрались?

Усатова: Нет. Разве что Гоголя в Молодежном театре. Но тоски по несыгранным ролям у меня нет. Наверное, потому что много играю. Не хватает времени на семью, на личную жизнь. Днем перед спектаклем сплю, чтобы вечером выйти на сцену в хорошей форме. Хочется сыграть что-то настоящее, не пустяк. Предлагают немало пьес, но читаешь и понимаешь: опять "однодневка".

РГ: А как дела с кино?

Усатова: Кроме маленьких ролюшек в "Волкодаве", "Острове", "Парке советского периода", в последнее время почти ничего не было. Да, в "12 стульях" сыграла мадам Грицацуеву. Там моим партнером был Коля Фоменко. Вышел "Последний забой" Сергея Боброва, где мы с Гармашем играем мужа и жену, но я еще не видела его. Предлагали сыграть в сериалах. Но либо неинтересный материал, либо глупый, где людей заставляют смеяться за кадром, а мне самой - не смешно. За те сериалы, где я снялась, мне не стыдно: "Зал ожидания", "Next", "Закон". "Next", наверное, полстраны посмотрело. Еще была крошечная роль в "Гибели империи" Владимира Хотиненко. Это хорошее кино, и мне было приятно еще раз поработать с настоящим режиссером (я снималась у Хотиненко в "Мусульманине"). Сейчас предложили роль, но материала пока не видела. Не люблю сниматься там, где столько всего обещают ("У вас будет много съемочных дней, интересная роль, хорошие партнеры"), а материала нет и нет. А потом его дают перед самыми съемками, ты читаешь и думаешь: боже, какой ужас!

РГ: В "Волкодаве" вам захотелось похулиганить?

Усатова: Я там такая красавица! У Коли Лебедева я снималась в "Поклоннике", и, когда он пригласил меня в "Волкодав", сразу согласилась. Снимали в Словении, в Татрах, рядом с горным озером. Когда мне сказали, какая у меня будет роль (вождица племени) и какой костюм, я обрадовалась. А фильм целиком еще не видела.

РГ: Говорят, что Мария Семенова специально для вас придумала эту героиню, что вы с ней вместе ее сочиняли.

Усатова: Ничего подобного! Я с Семеновой даже не знакома.

РГ: Какие роли вы больше любите играть?

Усатова: Люблю все жанры. Ведь и в драматических ситуациях присутствует юмор. Если хорошие партнеры, можно напридумывать столько, что сам вдоволь нахохочешься. Правда, неизвестно, будут ли потом смеяться зрители. Когда снимали "Окно в Париж", мы так хохотали! Хочется снова поработать с Юрием Маминым. Он обещал снять "Окно в Париж-2", и мы все ждем с нетерпением. В прошлом году умер Валерий Огородников, снявший "Барак" и "Красное небо. Черный снег". В "Красном небе..." мы снова вместе с Игорем Скляром играем. Недавно мне позвонили из Старого Оскола и сообщили, что за эту роль меня наградили призом фестиваля "Быль".

РГ: Вы любите церемонию "Ники", регулярно ездите на нее...

Усатова: Меня часто приглашают на фестивали, но нет времени. Хорошо, конечно, и кино посмотреть, и с коллегами встретиться, но не получается. Езжу только или представлять фильм, где снималась, или вручать приз. В прошлом году Юлий Гусман сказал: "Ты будешь вручать приз за лучшую мужскую роль. Надо поздравить песней, выбери какую-нибудь. Споешь с "Отпетыми мошенниками" в стиле рэп. Я подумала, что шутит, оказалось - нет. Выбрали песню из "Кубанских казаков". На экране Сергей Гармаш, Сергей Баталов, Михаил Пореченков. Заиграл оркестр. В итоге неплохо получилось, да? А нынче была юбилейная "Ника", двадцатая. У меня было много дел, но я поехала. Мне сказали, что надо вручать премию композитору. Я была номинантом "Ники", наверное, раз семь, и только дважды стала лауреатом. Первую "Нику" получила за роль в фильме "Мусульманин". На "Нике" мы встречаемся, как одна большая семья. Не так часто мы видимся, ведь одни живут в Питере, другие - в Москве. Подруга сказала: "Вот ты не хотела ехать, а показалась - и о тебе вспомнили!" Нас же забывают. Надо не давать себя забывать.

РГ: Вспомнили, пригласили?

Усатова: Лунгин сказал, что у него есть для меня роль. И Андрей Смирнов. Даже если я и не снимусь, но сами предложения от таких мастеров приятны.

Образ жизни Театр