В этом году ряд кредитных организаций обратились за помощью в ассоциацию в связи с "финансовым терроризмом" мошенников, сообщил Гарегин Тосунян. По его словам, как правило, банкиры стараются не предавать огласке свои финансовые проблемы. С этой точки зрения вчерашняя пресс-конференция с участием представителей двух крупных банков - членов ассоциации, которые рассказали подробности мошеннических действий против них, была своего рода "приступом откровенности". Именно так выразился один из пострадавших банкиров.
Детали таковы. В первом случае банку предложили профинансировать строительство уникального завода, аналогов которого нет в России. И он предоставил "строителям" кредиты на общую сумму около 250 миллионов рублей. Но, как выяснилось позже, заемщики не собирались не только строить, но и отдавать кредит. А когда банк попытался забрать залог, чтобы обеспечить себе возврат хоть части денег, то его попытались обвинить в рейдерстве.
Второй случай еще более вопиющий. Злоумышленники использовали фальшивые векселя для получения решения мирового судьи о списании с корреспондентского счета банка в ЦБ 3 миллиардов рублей, которые он им якобы должен. Документы были уже переданы Федеральной службе судебных приставов для исполнительного производства, когда в дело вмешалась ассоциация банкиров и помогла остановить мошенничество.
По словам президента ассоциации, поводом для подобного мошенничества послужили лазейки в законодательстве. Такие действия могут нанести ущерб всей банковской системе страны, ведь сумма, которую пытались похитить злоумышленники, превышает капитал многих российских банков. А расплачиваться за это будут все потенциальные заемщики, в том числе и рядовые граждане, так как банки вынуждены закладывать дополнительный "риск мошенничества" в проценты по кредитам. Да и сама борьба против аферистов, по словам пострадавших банкиров, обошлась весьма недешево.
Точкой преткновения в "деле о 3 миллиардах" стал институт мировых судей. Как сообщил зампредседателя Совета Федерации Александр Торшин, он создавался для того, чтобы "разгрузить" районных судей, беря на себя часть судебных дел. В решении имущественных споров для рассмотрения их мировыми судьями законом прописано ограничение в 500 тысяч рублей, однако для корпоративных судебных дел такого ограничения нет. Отсюда и соблазн для аферистов. Сенатор заявил, что готов совместно с ассоциацией банкиров разработать соответствующие поправки в закон и внести их на рассмотрение в Федеральное Собрание. Кроме того, по его словам, необходимо ужесточить уголовную ответственность за мошенничества в особо крупных размерах - "приравняв их к терроризму". А также "подправить" антикоррупционное законодательство.
Между тем, по словам Гарегина Тосуняна, сегодня нет никаких оснований говорить о возможном кризисе российской банковской системы, несмотря на то, что происходит на ипотечном рынке США. По словам Тосуняна, происходящее в США - "предмет для обсуждения, но не повод говорить о том, что России предстоит кризис".