29.08.2007 06:10
Культура

Триллер Никиты Михалкова "12" представит Россию на Венецианском кинофестивале

участвует новый фильм Никиты Михалкова "12"
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4452)
Читать на сайте RG.RU
Сегодня на острове Лидо открывается 64-й Венецианский международный кинофестиваль - Мостра, как его здесь называют. Это старейший киносмотр мира - ему исполняется 75 лет.

Пейзаж перед битвой

Как всегда, в центре внимания - главный конкурс, где фильмы состязаются за право получить "Золотого льва". В нем наше кино представлено психологическим триллером Никиты Михалкова "12", где сюжетная канва (заседание присяжных, решающих судьбу обвиняемого в убийстве парня) заимствована из классической ленты 1957 года "12 разгневанных мужчин" американца Сидни Люмета, но действие перенесено в Россию наших дней. Это фильм ансамблевый, где каждому из персонажей положены свой "звездный час" и свой "момент истины". Михалков собрал на своей съемочной площадке актеров не просто хороших, но ярко индивидуальных: среди них Сергей Маковецкий, Валентин Гафт, Сергей Гармаш, Алексей Петренко, Михаил Ефремов, Юрий Стоянов, Алексей Горбунов, Александр Адабашьян, Роман Мадянов, Сергей Арцибашев, Сергей Газаров, Виктор Вержбицкий. Председателя коллегии присяжных играет сам Никита Михалков.

Конкурс, судя по всему, будет накаленным. В спину 75-летней Мостре дышит молодой кинофестиваль в Риме, который откровенно заявляет о намерении перехватить у старушки пальму первенства. Поэтому к юбилею Венеция постаралась собрать особенно сильную программу, где - уникальный случай! - только мировые премьеры. А главное, жюри по случаю праздника будет целиком состоять из режиссеров. Никаких сентиментальных отзывчивых актрис, никаких романтичных художников пера - только представители бескомпромиссной "мужской", несмотря на экспансию феминисток, профессии. Удивительное это жюри возглавляет Чжан Имоу - зачинатель китайской "новой волны" ("Красный гаолян") и гениальный визуалист, чьи кинополотна по живописности, игре монтажа, ритма и цвета не имеют в кино равных - видевшие его последнюю картину "Проклятие золотого цветка", думаю, со мной согласятся. Среди рефери - такие разные, часто несовместные по направлению ума и характеру дарований мастера, как Джейн Кэмпион, Катрин Брейя, Алехандро Гонзалес Иньярриту, Пол Верхувен, Ферзан Озпетек и Эмануэле Криалезе. Придти к общему знаменателю им будет трудно.

В этом есть и достоинства, и незаметные глазу рифы. Несомненный плюс: столь авторитетная режиссерская компания объединена общностью профессиональных критериев. Безусловный минус: в мире кино нет людей более ревнивых, чем режиссеры, - каждый склонен признавать только те направления, стиль и кредо, которые исповедует сам, и часто нетерпим к не похожим на него талантам-"выскочкам". Поэтому есть вероятность, что споры будут горячими и могут привести к награждению картины наиболее анемичной, никого из рефери не раздражающей, лишенной ярких амбиций. Как ляжет карта - узнаем в день закрытия фестиваля 8 сентября.

Из основных конкурентов российского фильма - новые работы Питера Гринуэя ("Ночной дозор" - о Рембрандте), Эрика Ромера ("Астрея и Селадон"), Уэса Андерсона (комедия-драма "Дарджилинг"), Кеннета Браны ("Игра навылет", ремейк триллера 1972 года по сценарию нобелевского лауреата Гарольда Пинтера), Брайана Де Пальмы (военная драма "К печати"), Тодда Хейнса ("Там меня нет" - о Бобе Дилане), всего 22 претендента на "Золотого льва". Конкурс сегодня вечером откроет эпический фильм "Искупление", который молодой англичанин Джо Райт снял по бестселлеру Иэна Макьюэна, получившему несколько литературных наград. Английские критики прочат картине репутацию "фильма года".

После массированного десанта наших картин на фестивале прошлого года российское участие в Венеции-07 кажется не слишком активным, но заметным. Кроме фильма Никиты Михалкова в главном конкурсе, в соревновании дебютов участвует "Отрыв" - первая режиссерская работа известного кинодраматурга Александра Миндадзе, а в конкурс Corto Cortissimo отобрана короткометражная лента Леонида Рыбакова "Люди из камня". Ужастик Алексея Балабанова "Груз 200" попал в информационную программу Venice Days.

Каждый фестиваль вольно или невольно выстраивает свой сюжет и систему тематических предпочтений: то нахлынет половодье социальных драм, то конкурс идет под знаменами секса и футбола, как случалось на Берлинале. В нынешней Венеции проснулся вкус к политике. Только о иракской войне и ее последствиях в конкурсе два фильма - "В долине Эла" Пола Хаггиса и "К печати" Брайана Де Пальмы. Очередную политическую ленту "Это свободный мир" снял англичанин Кен Лоуч. Даже лиричный Энг Ли после венецианского триумфа любовной драмы "Горбатая гора" представляет шпионскую картину из времен Второй мировой войны "Страсть и предостережение". Во всех программах доминируют англоязычные фильмы (только в основном конкурсе 6 картин из США и 4 из Великобритании). Объясняя все эти превратности судьбы, директор Мостры Марко Мюллер в интервью агентству Ассошиэйтед Пресс сравнил фестиваль с сейсмографом, чутко реагирующим на изменения умонастроений и художественного лидерства в мировом кино и в обществе.

Из побочных программ занятным обещает быть парад "спагетти-вестернов", который пройдет под личным надзором Квентина Тарантино. За художественный вклад в киноискусство почетного "Золотого льва" вручат американскому фантазеру Тиму Бертону. Вне конкурса покажет свой новый фильм "Сны Кассандры" Вуди Аллен. А самая радикальная новинка юбилейной Мостры: вслед за Берлинским фестивалем она учредила приз, которым будут награждаться лучшие картины о сексуальных меньшинствах. Этого нового венецианского Льва раскрасят в тона радуги - символа борьбы геев и лесбиянок за свое равноправие.

Путевка в жизнь

В начале 30-х Муссолини решил восславить итальянскую предприимчивость - и придумал кинофестивали. Это была, вероятно, его единственная плодотворная идея: в Венеции состоялась первая в мире "Выставка кинематографического искусства" - будущая Мостра и праматерь фестивального движения.

Просмотры шли на острове Лидо на террасе отеля "Эксельсиор", причем конкурса еще не было, и программу составили не только из новых лент, но и из классики: Рене Клер, Фрэнк Капра, Кинг Видор, Александр Довженко... Фильмом, начавшим историю старейшего фестиваля, оказался "Доктор Джекил и мистер Хайд" Рубена Мамуляна, и случилось это 6 августа 1932 года. Награды на первом фестивале не присуждались, но был приз зрительских симпатий, и лучшим режиссером смокинговая публика назвала Николая Экка, поставившего фильм о безпризорниках "Путевка в жизнь" (СССР), а лучшей картиной признала комедию Рене Клера "Свободу нам".

Конкурс впервые появился на II фестивале 1934 года, главный приз назывался "Кубок Муссолини", и получила его лента американского документалиста Роберта Флаэрти "Человек из Арана". В этой Мостре активно участвовали наши кинематографисты: "Пышка" Ромма, "Иван" Довженко, "Новый Гулливер" Птушко, "Петербургская ночь" Рошаля, "Челюскин-1" Посельского, "Веселые ребята" Александрова. Парижский журнал "Агентство киноинформации" сообщал из Венеции: "Русские сумели превратить свое участие в массированную пропаганду за свою страну. Показали "Петербургскую ночь", затем "Челюскина" - документальный фильм большой исторической ценности - и "Веселых ребят", которых можно считать лучшим кинопроизведением года. Блестящим завершением выставки стало присуждение советскому кино Золотого кубка".

Фестиваль быстро завоевывал авторитет и с 1935-го стал ежегодным, а в 1937-м был открыт и помпезный Дворец кино, до сих пор служащий штаб-квартирой Мостры. В войну фестиваль состоялся лишь дважды, причем уже в самой Венеции (Дворец кино оккупировали военные), а среди стран-участниц числились только союзники фашистской Италии. При подсчете общего числа Венецианских фестивалей эти два теперь не считаются.

Покровительство Муссолини и его цензура с самого старта тревожили американских, английских и французских участников Мостры. Поэтому в 1939 году в качестве альтернативы фашистской Мостре был создан Каннский фестиваль.

Первая послевоенная Мостра прошла во Дворце дожей на площади Сан-Марко. В Венецию вернулись фильмы из СССР и стран Восточной Европы, а главный приз завоевала чехословацкая "Сирена". С 1949 года фестиваль окончательно поселился на острове Лидо, его Гран-при стали именоваться "Золотыми львами".

Среди наших лауреатов Венеции: "Непокоренные" Марка Донского и "Клятва" Михаила Чиаурели (1946), "Весна" Григория Александрова и "Адмирал Нахимов" Всеволода Пудовкина (1947), "Садко" Александра Птушко (1953), "Попрыгунья" Самсона Самсонова (1955), "Мир входящему" Александра Алова и Владимира Наумова (1961), "Иваново детство" Андрея Тарковского (1962), "Вступление" Игоря Таланкина" (1963), "Гамлет" Григория Козинцева (1964), "Мне 20 лет" Марлена Хуциева и "Верность" Петра Тодоровского (1965), "Первый учитель" Андрея Кончаловского (1966), Михаил Ульянов (за художественный вклад - 1982), "Чужая Белая и Рябой" Сергея Соловьева (1986), "Урга" Никиты Михалкова (1991), "Возвращение" Андрея Звягинцева (2003), "Первые на Луне" Алексея Федорченко (2005).

Кино и ТВ