29.08.2007 03:55
Экономика

Сергей Миронов: Надо дать крестьянину землю в максимально пригодном виде

Текст:  Сергей Миронов (председатель Совета Федерации, председатель партии "Справедливая Россия")
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4452)
Читать на сайте RG.RU
Жительница села Мария Федоровна Пиманова, одинокая пенсионерка, инвалид 1 группы, живет за чертой бедности. При этом бывшая телятница владеет 5 гектарами земли. Такова земельная доля, положенная по закону. Увы, это не облегчает полунищенского существования. За долю в 5 га можно выручить от силы три тысячи рублей. Заняться же дорогостоящей и сложной процедурой выделения земельного участка в натуре 82-летней женщине не под силу.

Это типичная ситуация. В России насчитывается 12 млн собственников земельных долей - бывших работников колхозов и совхозов (включая пенсионеров и работников социальной сферы). С начала 1990-х, когда прошла приватизация, выделили участки в натуре и организовали фермерские хозяйства немногим более 200 тысяч собственников. Некоторые смогли, выделив землю, распорядиться ею иным образом. Но в основном земельные доли находятся в аренде у агрохозяйств. При этом почти у 80 процентов селян арендные договора не оформлены в соответствии с Гражданским кодексом. Подчас земля используется вообще без договоров. Растет число невостребованных земельных паев. Многие пенсионеры уходят из жизни, так и не сумев реализовать право на земельную собственность.

Напрашивается вывод: справедливость в решении земельного вопроса в России так и не достигнута. Крестьянин в массе остался обманутым. Кто-то возразит, что, согласно Федеральному закону "Об обороте земель сельскохозяйственного значения", владельцы земельных долей имеют право распоряжаться ими - продавать, дарить, завещать. Формально так. Но фактически- это виртуальная собственность. Если называть вещи своими именами, это аналог ваучеров начала 1990-х. Ваучеры тоже можно было продавать и дарить. Единицы на этом нагрели руки. Но для большинства они остались бумажкой.

Теоретически каждый может выделить свою земельную долю в натуре. В законе прописаны необходимые процедуры. Да только в жизни - все под жестким контролем чиновников и агроначальников. Они манипулируют общими собраниями дольщиков, всегда могут припугнуть перспективой получения участков где-нибудь в овраге. Они усложняют процедуры оформления участков, взвинчивают цены на межевание, составление кадастровых планов и т.д. Преодолевают бюрократические препоны лишь самые упорные. И никаких шансов для бабушки-пенсионерки, которую останавливает уже то, что для начала надо писать десятки (если не сотни!) уведомлений другим дольщикам о желании выделиться. А уж обивать пороги административных учреждений или судов в спорных ситуациях, как предлагает закон, для нее просто немыслимо.

В выигрыше - земельные спекулянты

Ситуация с приватизацией сельхозземель - ненормальна и аморальна. Делать вид, что вопросы урегулированы и теперь, дескать, все в руках самих владельцев земельных долей, - значит, не видеть реальной жизни и заниматься самообманом. К сожалению, именно так сегодня предпочитают поступать многие федеральные и региональные чиновники, ответственные за село. Такую "мудрую" позицию занимают и многие политики. Ведь возникает вопрос: кто ответственен за проваленную земельную реформу?

Свою долю ответственности за сложившееся положение несет и КПРФ, которая, хоть и рядится в защитницу села, за минувшие годы очень поспособствовала тому, чтобы крестьяне не получили реально выделенных в натуре участков. Под крики "Не дадим развалить колхозы!" и формировалась нынешняя уродливая система земельных отношений.

Почему, господа-товарищи, мы так не доверяем простому селянину? Боимся, что, получив не виртуальную долю, а конкретный участок, он бросится распродавать кормилицу-поилицу? Да полноте! Бесконтрольные земельные доли распродавать и скупать гораздо легче. А организованный выдел участков в натуре привел бы к только большей прозрачности и юридической четкости. Скорее всего, большинство участков так и осталось бы в аренде у агрохозяйств. Только в аренде цивилизованной, законно оформленной. Ну а если и дойдет дело до продажи земли по справедливым ценам, какая в этом катастрофа?

Катастрофа происходит сейчас. В нынешней ситуации, как рыба в воде, чувствуют себя земельные спекулянты и криминалитет. Множатся факты незаконного отчуждения земельных долей граждан и регистрации на них права собственности иных лиц путем обмана, злоупотребления доверием и подделки документов. В ход идут преднамеренные банкротства, иные манипуляции с земельными долями. Нельзя не видеть, что процесс активизируется в связи с реализацией нацпроекта "Развитие АПК", т.к. привлекательность владения сельхозугодьями возрастает.

По некоторым данным, около 60% земель сельскохозяйственного назначения в Московской области уже находится в руках крупных частных собственников. Весьма драматично ситуация складывается в ЮФО, где форсированными темпами идет скупка сельскохозяйственных площадей, причем нередки случаи скупки земель иностранными гражданами.

Пора звать на помощь Столыпина

Что делать? Ответ был дан еще в начале XX века великим реформатором Петром Аркадьевичем Столыпиным. Задачи, стоявшие перед ним, - находить способы справедливого дележа общинных земель - идентичны нашим. И многие его методы, подходы, при всей исторической обусловленности, вполне пригодны для современной ситуации.

Но судьба наследия Столыпина драматична. С одной стороны, с началом рыночных реформ его фигуру и либералы, и центристы, и национал-патриоты пытались сделать своим знаменем. С другой - серьезного разговора о столыпинской реформе, желания применить ее опыт как не было, так и нет. Вспоминают про переселенческую политику, про отруба и хутора. Но это ведь частности, инструментарий. А стержень реформы был в непреклонной политической воле - дать крестьянину землю в конкретных границах, в максимально пригодном для эффективного земледелия виде.

Ради приоритетной задачи Столыпин проламывал сопротивление сельских общин и бюрократии, вплоть до принуждения к разделу земли. Максимально упрощал процедуры. Затраты на землеустройство несло государство. Земские начальники имели во многих случаях полномочия решать спорные вопросы без волокиты. В России была создана стройная и эффективная система землеустроительных комиссий. В отличие от нынешних спецов по земле, для которых главное - побольше содрать денег с частника, те занимались поиском комплексных землеустроительных решений, позволяющих справедливо разделить землю и организовать ее эффективное использование.

Столыпин сумел прищемить хвост земельным спекулянтам. Крестьянский поземельный банк, сосредоточивший огромный земельный фонд, выполнял функцию ценового амортизатора. Если крестьянин, выделившийся из общины и получивший надел, решал продать землю - банк гарантировал покупку по справедливой цене. С другой стороны - сбивал цену при спекулятивных попытках необоснованно взвинчивать ее.

Не менее интересно, что к Крестьянскому банку на определенном этапе были прикомандированы землемеры, межевые техники, другие специалисты, которые занимались улучшением скупленных участков. Можно сказать, их предпродажной подготовкой, вплоть до устройства колодцев, запруд и осушения заболоченных мест. Тем самым и качество участков повышалось, и общая нарезка сельскохозяйственных угодий оптимизировалась.

Не надо пугать "взрывом деревни"

Чем глубже вникаешь в суть и логику реформ Столыпина, тем яснее видишь, насколько бездарна псевдоприватизация сельхозземель, проведенная современными реформаторами. Все пронизано страхом ответственности, стремлением отложить на потом самые острые проблемы. Ну а плюс к этому - корыстные, коррупционные интересы.

Хозяина на земле мы так и не вырастили. Появляющиеся "новые латифундисты" ничего хорошего селу не принесут. Это ясно хотя бы по тому, как стремительно уменьшается в ряде регионов количество земель сел ьскохозяйственного назначения, как они правдами и неправдами переводятся в другие категории, после чего вырастают элитные коттеджные поселки, гольф-клубы, развлекательные комплексы...

Село нуждается в защите! В том числе - правоохранительной. Прокуратуре, МВД надо очень серьезно заняться криминальной и коррупционной составляющей нашей земельной реформы. Пока тут творится самый настоящий беспредел.

Ну а политикам пора прекращать заниматься демагогией. Хватит выставлять крайним простого крестьянина. Некоторые деятели договариваются до того, что в бедственном положении российского села виновата инертность самих селян. Они, мол, годами не спешат получать регистрационные документы, не заботятся об оформлении и переоформлении арендных договоров. А чего вы хотите, если людей назвали собственниками, но стать ими реально так и не дали?

"Справедливая Россия" полагает необходимым инициировать на федеральном и региональном уровне поправки к законам об обороте земель сельскохозяйственного назначения и землеустройстве, радикально упрощающие процедуры выделения участков в натуре. Более того - стимулирующие селян к этому. Все собственники, желающие выделить землю в натуре, должны получить возможность сделать это, максимально быстро, просто и дешево. Государство, которое полтора десятка лет, морочило людям головы земельными долями, несет ответственность и теперь обязано помочь. В частности, взять на себя основную часть затрат на межевание, постановку на кадастровый учет участков, выделяемых в натуре. Пока, увы, работы по межеванию для субъектов коллективно-долевой собственности обходятся в десятки раз дешевле, чем для владельцев личных земельных участков. В первом случае разрешается описывать массивы земли без выезда в поле, по картографическому материалу. А вот если собственники хотят разделиться - и требования, и сроки, и стоимость работ совсем иные. Плюс ко всему идет психологическое давление на селян: не выделяйтесь, проводите межевание и постановку на учет общим участком. Вот с такого рода бюрократическими хитростями надо кончать. Раз и навсегда.

Не надо пугать нас социальными взрывами деревни. Ничего не взорвется, если все делать продуманно и с заботой об интересах селян. Если мы, к примеру, создадим Государственный земельный банк, подобный столыпинскому, если на качественно иной уровень поднимем культуру и организацию землеустройства в стране, если добьемся честного отношения к земельной реформе со стороны муниципальных властей.

Особый вопрос - общественный контроль. Полагаем, что тут возможны совместные действия различных политических сил, озабоченных ситуацией на селе. В частности, по созданию общественных советов, которые бы брали "на зуб" решения исполнительной власти и руководителей агрохозяйств по земельным вопросам, помогали селянам противостоять манипуляциям с земельными долями и рейдерским захватам земель. Необходимо организовать сеть выездных общественных приемных в деревнях и селах для оказания конкретной юридической и информационной помощи людям, желающим реализовать законное право на выделение земли в натуре.

"Справедливая Россия" намерена предметно заниматься всем комплексом земельных вопросов и призывает другие политические силы, которым небезразлична судьба российского села, объединить усилия в этой большой и нужной работе.

Земля