В рамках нацпроекта "Образование" началась ускоренная модернизация учебных заведений, однако эти улучшения не затрагивают доходы педагогов.
Глобальный выход
С опережением графика идет в республике процесс интернетизации и компьютеризации школ, заявленный одной из основных задач нацпроекта. За два года доступ к электронным образовательным ресурсам получат 2555 республиканских учебных заведений. Правда, как показывает практика, наличие доступа в глобальную сеть далеко не всегда означает его правильное использование в учебных целях. В ходе недавней проверки использования информационных технологий в общеобразовательных учреждениях, проведенной Контрольным департаментом аппарата полномочного представителя Президента РФ в ПФО, выяснилось, что в одном из престижных лицеев Кировского района Уфы при наличии специализированного компьютерного класса и скоростной линии доступ в Интернет имелся лишь на одном компьютере, почему-то стоявшем в лаборантской. По мнению специалистов, нормальное использование Интернета налажено лишь в половине уфимских школ. По республике этот показатель может быть еще ниже.
Прожиточный минимум по совместительству
Острой проблемой остается низкая зарплата учителей. Работая на две ставки по 36 или 42 учебных часа в неделю, преподаватель школы может заработать 6 - 8 тысяч рублей. Даже после введения тысячерублевой надбавки за классное руководство, которую по республике получают около 33 тысяч работников школ, средняя зарплата учителя не превышает 5,5 тысячи рублей в месяц. В еще более сложном положении оказываются выпускники пединститутов, которые, придя на работу в школу, часто получают всего 2,5 тысячи рублей. Правда, по нацпроекту 363 лучших учителя республики получили единовременное денежное поощрение в размере 100 тысяч рублей, но, учитывая общее число педагогов, это лишь капля в море.
Решением проблемы может стать намеченный в рамках нацпроекта переход к отраслевой системе оплаты труда. По словам разработчиков, эта мера позволит увеличить реальный доход учителей в два-два с половиной раза. Зарплата будет рассчитываться индивидуально для каждого педагога в зависимости от количества обучаемых детей, результатов и качества преподавания, мнения родителей и коллег. Для объективности начислений все расчеты будут производиться по специальным формулам и методикам, разработку которых в настоящее время ведут специалисты Минобразования РФ. Пока четких планов по переходу к отраслевой системе оплаты труда нет. Но во избежание ошибок, скорее всего, она будет вводиться поэтапно. Так, в Уфе могут быть выбраны несколько пилотных районов, где новую систему обкатают на практике и лишь затем введут во всем регионе.
Научная цепочка
Тем не менее тесное сотрудничество с вузами позволило сегодня школам республики собрать богатый урожай наград.
По числу школьных грантов в сумме один миллион рублей, полученных в рамках нацпроекта "Образование", Башкортостан занимает третье место в стране. Этот результат связан и с тем, что многие из республиканских и особенно уфимских школ разрабатывали инновационные программы еще до официального старта нацпроекта. Не менее важной причиной успеха стало тесное сотрудничество уфимских школ с вузами. Так, средняя школа 83 одной из первых сделала шаг к непрерывной цепочке обучения, наладив тесный контакт с нефтяным университетом. В 17 лицейских классах параллельно обучается почти 500 человек. Следуя примеру коллег, "классы УГНТУ" создали еще пять уфимских школ.