30.08.2007 06:00
Власть

Грузия зарабатывает политический капитал на ДТП с миротворцами

ДТП с российскими миротворцами позволяет Грузии зарабатывать политический капитал
Текст:  Евгений Шестаков
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4453)
Читать на сайте RG.RU

Ответ на шутливый вопрос - чем пессимист отличается от оптимиста, как нельзя лучше характеризует состояние сложившихся между Москвой и Тбилиси отношений.

Оптимист уверен: хуже, чем сегодня, ситуация уже не будет. А вот пессимист, напротив, говорит, что все может стать еще хуже. И, похоже, чем дальше, тем очевиднее, что при оценке перспектив российско-грузинских отношений пессимисты берут верх.

Контакты между Москвой и Тбилиси, если проследить их динамику на протяжении нескольких последних месяцев, все больше напоминают биржевую сводку. Небольшие и весьма локальные потепления мгновенно сменяются риторикой времен "холодной войны". А публичные жесты доброй воли и скромные ростки взаимного доверия окончательно хиреют под шквалом различного рода обвинений, которые выдвигает в адрес России, прежде всего, грузинская сторона.

Иногда возникает ощущение, что политические "кукловоды" из Тбилиси просто заигрались и никак не могут остановиться. Однако тот прагматизм, с которым грузинские власти по поводу и без повода апеллируют к мировому сообществу, невольно заставляет предположить существование у руководства республики своего рода идеологической программы действий.

В ней подробно расписано, как и что говорить при любом инциденте, прямо или косвенно связанном с Россией. "Давить на жалость" грузинская сторона научилась мастерски. Равно как извлекать из потенциального сочувствия к своей стране со стороны международного сообщества вполне ощутимую материальную и военную помощь.

Стоило Грузии начать переговоры о возможном контроле своего воздушного пространства натовскими военными, как тут же произошли два воздушных инцидента с якобы имевшим место участием России. Сначала на грузинскую территорию упала ракета, которую грузинские военные поспешили уничтожить. И только затем показали какие-то обгоревшие обломки в спешке приехавшим в страну экспертам из нескольких весьма дружественно настроенных к Тбилиси государств. А те немедленно разглядели в останках ракеты "руку Москвы". В то время как российские специалисты были вынуждены несколько дней выпрашивать разрешение грузинских властей посмотреть на объект, ставший причиной конфликта.

А еще через несколько дней в Кодорском ущелье на территории, которую контролирует Тбилиси, якобы упал российский самолет. И вновь грузинские власти публично обвинили Москву в нарушении воздушных границ. Но на этот раз спектакля с привлечением к осмотру места происшествия послов иностранных государств у Тбилиси не получилось. То ли район падения оказался слишком труднодоступным, то ли эксперты оказались правы и в ущелье упал лишь "космический мусор", но история с самолетом тихо сошла на "нет".

Однако привычка поддерживать высокий градус в российско-грузинских отношениях у тбилисских "ястребов" осталась. А поскольку новых самолетов или ракет, которые вовремя, а главное к месту упали бы на грузинскую территорию, им быстро организовать не удалось, пришлось довольствоваться малым: дорожно-транспортным происшествием с участием российских миротворцев.

Впрочем, в искусстве из "мухи делать слона" Тбилиси преуспел давно. В итоге обычное столкновение грузовика ГАЗ-66, перевозившего 15 российских солдат, с грузинским рейсовым микроавтобусом на сельской дороге стало чуть ли не новостью "номер один" в грузинских СМИ. На разбор рядового ДТП, где только и предстояло выяснить, кто кого подрезал во время движения, выехали сразу 30 грузинских полицейских. И это при том, что во время инцидента никто не пострадал, а машины получили незначительные механические повреждения.

Далее события развивались по хорошо знакомому ранее по аналогичным случаям шаблону. Грузинские чиновники немедленно обвинили миротворцев, что те без разрешения выехали за пределы контролируемой ими зоны. И сообщили о якобы найденном в машине оружии.

Всех россиян доставили для допроса в полицейский участок, хотя любому здравомыслящему человеку понятно: сидевшие в кузове военнослужащие не имели к ДТП никакого отношения. Тем не менее, по словам помощника главкома Сухопутных войск РФ Игоря Конашенкова, сотрудники грузинского МВД не допускали к задержанным россиянам представителей миротворческой миссии и переводчика. В среду солдаты были отпущены и вернулись на базу в Сухуми.

Разбор рядового дорожного инцидента, в котором никто не пострадал, занял у Грузии почти сутки. Все это время 15 миротворцев находились под арестом. Но на подобные методы дознания никто из европейских и американских защитников интересов Тбилиси внимания не обратил.

Поскольку - и это понимают все - политическая составляющая такого рода происшествий интересует противников присутствия миротворцев СНГ в зоне грузино-абхазского конфликта куда больше, чем соблюдение Тбилиси элементарных прав человека. Когда речь идет о большой политике, правила дорожного движения оказываются на обочине.

Внешняя политика Грузия