Отныне памятник Манделе будет стоять на Парламентской площади Лондона, обращенный лицом к Вестминстеру, в тесной компании с такими "титанами" истории как Авраам Линкольн и Уинстон Черчилль.
Лондон давно уже ждал приезда Манделы. Но вот подобающего места для его скульптурного изображения найти не мог. Пять лет длилась дискуссия, перераставшая временами в откровенную свару, стоять ли памятнику борцу с апартеидом на Трафальгарской площади.
Эту идею горячо отстаивал лондонский мэр Кен Ливингстон, считавший, что именно здесь, в самом сердце британской столицы, должен встать во всем своем бронзовом величии борец за свободу Южной Африки. Особенно, если принять во внимание, что южноафриканское посольство располагается на Трафальгаре. И именно здесь проходили когда-то массовые митинги британцев, требовавших отпустить на свободу Манделу, который 27 лет провел в застенках.
И тем не менее двум Нельсонам - на Трафальгаре, как известно, возвышается колонна адмирала Нельсона - места на площади не нашлось. Многие в Британии считают, что это и к лучшему. Манделе пристало быть поближе к форуму демократии, к древнему Вестминстеру, где ему предстоит вдохновлять примером своей самоотверженности в борьбе за справедливость депутатов.
Когда-то и сам Мандела предсказал появление у Вестминстера своего памятника. В автобиографии "Долгий путь к свободе" он вспоминал, как будучи в Лондоне и глядя на памятник бывшего главы Союза Южной Африки генерала Сматса, подумал: вдруг настанет такое время, когда на месте генеральской статуи будет стоять мое изображение.
Поразительные зигзаги делает, однако, история. Без малого три десятка лет назад глава консервативного правительства Британии Маргарет Тэтчер называла Манделу террористом. А отдельные британские студенты из числа ярых приверженцев консервативной партии, носили значки, призывающие повесить борца с апартеидом. Сегодня же Лондон стал для пламенного южноафриканца едва ли не главной трибуной в его воззваниях к миру покончить с нищетой и эпидемией СПИДа.
В следующем году Манделе исполнится 90 лет. Выступая на церемонии открытия своего трехметрового, бронзового памятника, он обещал устроить летом 2008 года, в канун своего юбилея, грандиозный благотворительный концерт в лондонском Гайд-парке и лично присутствовать на нем.
Больной, с трудом передвигающийся, опираясь на руку жены, Мандела поражает и сегодня неистощимой внутренней силой. К трибуне, на которой он произносил речь, его провожал британский премьер Гордон Браун. Восторженный почитатель Манделы, глава британского правительства называл его "величайшим и самым отважным лидером нынешнего поколения". Кстати, во вторник супруга Манделы, Граша Машел, была удостоена с подачи лейбористского правительства Британии титула "леди".