31.08.2007 06:10
Общество

Читатели "Российской газеты" пообщались с экипажем МКС

Читатели "Российской газеты" на прямой связи с экипажем МКС
Текст:  Ядвига Юферова Наталия Ячменникова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4455)
Читать на сайте RG.RU
Зачем учиться, когда можно все купить, даже диплом об образовании? Когда даже в космос можно полететь туристом, заплатив 20 миллионов долларов? Циничные времена рождают циничные вопросы.

Но они не гарантируют веру в прогресс, не дают крыльев душе, крадут восторг познания, обрекая на коллективное прозябание. В отечественной истории после Дня Победы был еще один великий день - первый полет Юрия Гагарина в космос. Прошло полвека. И уже кто-то готов победу от поражения не отличить. Мальчишки уже не бредят космосом как предчувствием новой эры. 5000 европейцев и только 200 россиян заявили о своем желании участвовать в экспериментах по полету на Марс.

Возможно, у нас больше, чем у других, скопилось проблем на Земле, и мы пока реже других смотрим в небо. Но даже на Земле нам и в голову не пришло бы договориться, как всем английским школьникам, подпрыгнуть в одно мгновение - и тогда сейсмологи зарегистрировали колебание в несколько баллов. Вот - сила.

Лучшая сила - сила знания. Недаром после запуска первого советского спутника американцы стали срочно изучать систему нашего образования. В канун Дня знаний вместе с читателями-единомышленниками мы решили выйти на связь с людьми, которые видят все проблемы в прямом смысле свысока. Которые в экстремальной ситуации могут надеяться только на то, что они знают... Мы отправились на когда-то сверхсекретный объект в городе Королеве, который весь мир знает как ЦУП.

Шли 144-е сутки полета 15-й экспедиции МКС. На огромном табло в Центре управления полетами стремительно бежали последние минуты до прямого сеанса связи "Российской газеты" с орбитой. В Москве было почти 14 часов дня. Но здесь было другое время. Кстати, здесь не бывает переводов на зимнее или летнее время. В мире, где за 24 часа сменяются 16 восходов и 16 заходов, управление полетом ведется по московскому декретному времени, а жизнь международного экипажа течет уже по всемирному координированному времени - Гринвичу. Кстати, обязательно на табло и время в Хьюстоне, где находится американский ЦУП.

спецрепортаж

Елизавета Реброва, студентка 1-го курса мехмата МГУ, Москва:

- Добрый день, уважаемые космонавты! Вы шестнадцать раз за сутки огибаете Землю. И только что снова пролетали над Грецией. Чем-то можете помочь в тушении бушующих там пожаров?

Федор Юрчихин: К сожалению, пожары мы наблюдаем не только в Греции. Горит западная часть Италии. Огромные пожары были в Соединенных Штатах Америки, в Канаде. Когда это происходит рядом с населенными пунктами, мы в состоянии сообщить и показать размеры бедствия. Но предпринимать практические действия по борьбе с огнем должны, конечно, на Земле.

Особенно страшны пожары в диких лесах, как, например, у нас в Сибири, в Забайкалье. Там, где населения нет или очень мало.Когда видишь, как гибнет природа, и понимаешь, что человек бессилен помочь ей, - это страшно. Любая катастрофа страшна, но если рядом есть человек, он, безусловно, придет на помощь.

В Греции, к счастью, пожары поутихли, наблюдаем в основном дым, а больших очагов пламени уже нет. То есть за три-четыре дня удалось остановить распространение огня. А вот в Сибири, на Алтае пожары могут длиться неделями, и, к сожалению, мы пока бессильны на это кардинально повлиять. Можем только оповестить, дать точные координаты. Как только мы сверху видим очаги пожара, тут же докладываем на Землю и посылаем снимки. Фотоаппаратура постоянно рядом с нами. И неважно, каким каналом связи мы в этот момент пользуемся - американским или российским. Тут у нас общая программа.

Российская газета: Наш следующий вопрос - тоже к командиру МКС Федору Николаевичу Юрчихину. Вы - кандидат экономических наук и, наверное, знаете, можно ли сделать космические полеты рентабельными, а саму космонавтику - прибыльной?

Юрчихин: В ответ на ваш вопрос приведу аналогию: что произойдет, если астроном откроет новую звезду? Будет это рентабельно для нас или нет? Я к тому, что фундаментальные науки не могут быть рентабельными напрямую, если смотреть на это с точки зрения государства и государственной политики. А космонавтика - один из инструментов фундаментальных наук.

У нас на борту производится много экспериментов, причем в самых разных областях - технологические, технические, биологические, медицинские, по новым материалам. Даст это прямую рентабельность или нет, никто не знает. Скажу для примера только о двух медицинских экспериментах, которые проводятся сейчас на МКС. Это попытки найти вакцины против гепатита и против СПИДа - двух страшнейших бед человечества. Если космонавтика поможет в этом людям и вакцины будут созданы, наверное, все пятьдесят лет развития космических исследований окупятся разом.

Кроме того, не надо забывать о так называемой косвенной прибыли. Ведь на орбите уже давно создаются новые материалы - просто об этом широко не оповещается. А вы попробуйте сегодня отнять у хозяйки сковородку с антипригарным покрытием - она возмутится. Но при этом вряд ли вспомнит, что это тоже одно из побочных достижений космонавтики. Потому что впервые материалы с подобными свойствами создавались и применялись в различных приборах космических систем.

Словом, прямой рентабельности нет. Есть косвенная - в рамках общегосударственных программ. И только государство способно по-настоящему развивать космонавтику, сознавая всю важность и перспективы этого дела.

РГ: Благодарим за ответ и хотим обратиться к астронавту Клейтону Андерсену. Сейчас в космос летают американские шаттлы и российские корабли "Союз". Что лучшее из этой техники может и должно быть воплощено в пилотируемом корабле будущего? И от чего однозначно нужно отказаться?

Клейтон Андерсен: Я думаю, что оба корабля по-своему важны и каждый имеет определенные достоинства. При этом мы понимаем, что у шаттлов есть проблемы, в частности, с термоизоляцией и топливными баками. "Союз", на мой взгляд, очень хороший корабль. Одно из его преимуществ в том, что при старте он находится в верхней части ракеты-носителя - это очень важно, в том числе с позиций безопасности. В то же время мы знаем, что шаттл способен за один рейс доставить на орбиту много грузов, "Союз" в этом ему уступает. Поэтому непросто решить, какой корабль использовать в будущем и каким должен быть его облик...

Илья Боровков, студент 5-го курса Брянской государственной инженерно-технологической академии:

- У меня вопрос к Олегу Валерьевичу Котову. Вы тринадцать лет ждали космического старта и стали сотым российским космонавтом. Многие ваши коллеги за это время сошли с дистанции. Что бы вы могли пожелать тем, кто решит последовать вашему примеру?

Олег Котов: Самое основное - сохранять стремление. И расширять свои знания во многих направлениях, потому что профессия космонавта этого требует. А еще важно сохранять здоровье, заниматься спортом, физкультурой, держать себя в хорошей форме. И понимать, что дорога в космос - дорога длинная и тернистая. Но зато результат - орбитальный полет - это огромная радость и ответственный труд.

Инна Дубова, учитель физики школы N 2 , г. Гагарин:

- Учитель смог стать астронавтом и дать урок с орбиты. Но это разовая акция. А что еще можно сделать, чтобы потенциал знаний, накопленный космонавтами-профессионалами, помогал профессионалам-учителям?

Котов: Благодарю за важный вопрос. Считаю, что одним из направлений педагогики как раз может стать организация уроков из космоса. На самом деле демонстрация возможностей и популяризация космонавтики, и в том числе пилотируемой, может способствовать проявлению интереса учеников не только к точным наукам, но и к гуманитарным, к изучению географии, экологии, геофизики. На мой взгляд, пришло время на государственном уровне задуматься о системе создания и распространения таких уроков из космоса. Определенный опыт уже накоплен - и у нас, и в США.

В частности, такие уроки проводятся астронавтами НАСА. И не только профессиональными учителями, но и членами экипажей долговременных экспедиций, а также экспедиций посещения, в которых нередко оказываются наши коллеги из Европейского космического агентства. Такого рода демонстрационные уроки с орбиты повышают мотивацию школьников на изучение определенных предметов. Сейчас у меня в руках (показывает - Ред.) небольшой сосуд, который использовали для изучения и демонстрации того, как перемещаются в невесомости жидкости с разной плотностью. С его помощью можно наблюдать проявление и других физических законов в космосе.

Таков короткий ответ, хотя рассказывать об этом можно долго. Тема, которую вы затронули, действительно очень важна.

Дмитрий Есипов, студент РГСУ, г. Королев:

- Говорят, что на орбите очень сильно меняются вкусовые пристрастия: сладкоежкам хочется побольше солененького и наоборот. Какие ваши любимые блюда? Отличаются они от того, что вы ели на Земле?

Котов: Этот вопрос я и сам себе задавал перед полетом - насколько у меня изменятся внутренние чувства, вкусовые пристрастия. И должен сказать, что не заметил у себя больших изменений. Да, что-то приедается, потому что меню не настолько разнообразно, как этого, может быть, хотелось. И, естественно, пища у нас не домашняя, а больше консервированная. А из любимых блюд... Как и на Земле, мне нравятся молочные продукты - каши, творог, йогурты.

Андерсен: А мне вообще нравится русская пища. И на орбите она лучше американской. Особенно творог и мясо. Спасибо всем, кто это для нас готовил.

Александра Чернега, ученица 8-го класса школы N 792, Москва:

- Смогут ли когда-нибудь компьютеры и автоматы полностью заменить человека в космосе?

Юрчихин: Наверное, полностью никогда не смогут, потому что у человека есть такая замечательная способность - адаптация в окружающей среде и возможность быстрого принятия решения. Другими словами, любой автомат, каким бы он умным ни был, запрограммирован на определенные ситуации. А человек может работать в любых ситуациях, в любых условиях, в любой изменяющейся среде. Его творческую натуру, я убежден, никто, ничто и никогда не заменит.

Александр Боровков, ученик 8-го класса школы N1, г. Гагарин:

- Можно ли рассматривать другие планеты и спутники как источник полезных ископаемых?

Котов: Безусловно. Из истории мы знаем, что человек в поисках полезных ископаемых осваивал и другие континенты. Если много веков назад мы начали осваивать другие континенты, то почему бы не задуматься об освоении других планет? Это естественный шаг в развитии нашей цивилизации. Человек, сделав шаг в космос, направил свой взгляд на окружающие спутники - в первую очередь Луну - и планеты. И в будущем, я уверен, это пойдет на пользу человечеству и отдельно взятым людям. Как с точки зрения освоения новых земель для расселения, так и с точки зрения полезных ископаемых. Не говоря уже о таком важном деле, как возможное размещение вредных производств за пределами Земли.

Андрей Котов, студент 1-го курса МФТИ, Москва:

- Какие виды спорта прижились на МКС и приходится ли вам заставлять себя делать физические упражнения?

Андерсен: Мы каждый день на борту станции переходим на бег, используем велосипед и еще... Как это? RED...

Юрчихин: Я поясню, что имел в виду Клейтон. Бег - это беговая дорожка, про велосипед вы, наверное, сами поняли, это велоэргонометр. В вот RED - это специальная площадка, на которой мы занимаемся с отягощениями. Другими словами - силовой тренажер.

Владислав Отрошенко, писатель, лауреат премии "Ясная Поляна", Москва:

- Книги каких авторов есть в библиотечке на МКС? Что лично вам удалось прочитать на орбите?

Юрчихин: На борту есть и библиотека, и фильмо-, и аудиотека. А книг довольно много, причем разных жанров - и легкие детективы, и романы исторические. Я, например, первым делом поискал исторические романы. Есть книги, которые мы привозили с собой. Это фантастика и кое-что из серии "ЖЗЛ". Прочитать, а точнее перечитать успел пока только одно из моих любимых произведений - это "Малыш" братьев Стругацких. А сейчас читаю об Александре Македонском в серии "ЖЗЛ". Своя библиотека, к слову сказать, есть и в американском сегменте МКС.

Екатерина Пикулева, ученица 11-го класса школы Звездного городка:

- Письма, которые вам присылают на орбиту, возвращаются потом на Землю или это непозволительная роскошь для космонавтов и им не находится места в спускаемом аппарате?

Котов: Письма личного характера, которые приходят на борт, мы хотели бы забрать с собой. Невзирая на то, что у нас достаточно жесткие ограничения по весу и объему возвращаемых грузов. Все, конечно, вернуть не удается. Но самые дорогие, самые значимые, как правило, от родных и близких, космонавты обязательно привозят с собой на Землю.

РГ: Тут у нас на Земле пишут, что туристом в космос готовится один из российских олигархов. Его имя от нас пока держится в тайне. Может быть, вы знаете, как его зовут? Есть и более общий вопрос: кого из известных людей вы хотели бы видеть в качестве туриста на борту МКС?

Юрчихин: Имя ближайшего туриста нам не известно, к сожалению. Хотя интересно было бы знать, кто первым из наших решится на это. Достоверно можем сказать другое - в скором будущем нас посетит коллега из Малайзии. Но он - профессиональный космонавт, и вместе с ним мы планируем вернуться на Землю. А кого хотелось бы видеть? Лично мне было бы интересно - и я говорю это вполне серьезно - Владимира Владимировича Путина. Чтобы в нашем государстве лучше понимали перспективы развития космонавтики. Приглашаем и будущего кандидата в президенты - чтобы передать эту эстафету. Должно в конце концов наступить понимание, что развитие космонавтики - нужное дело. А пятнадцать лет без запуска хотя бы одного аппарата в сторону Луны, Марса и Венеры - это нонсенс для государства, открывшего космическую эру. Даже не касаясь пилотируемой космонавтики...

РГ: Мы понимаем, что отведенное нам время уже истекло, но хотелось бы задать еще один вопрос Клейтону Андерсену. Четвертого октября исполнится 50 лет со дня запуска первого искусственного спутника Земли. Есть ли такая дата в календаре американских астронавтов и как лично вы планируете ее отметить?

Андерсен: Мои коллеги, астронавты США, конечно, знают, что это день запуска первого спутника. Я рад, что окажусь в этот день на орбите в составе экипажа МКС. Это очень, очень важный день. А делать буду то, что скажет наш командир - Федор Юрчихин. Мы ведь одна команда.

Юрчихин: Я добавлю от себя несколько слов. Мы действительно горды тем, что нам предстоит отметить два юбилея на орбите. В сентябре - 150-летие Циолковского, в начале октября - 50 лет со дня запуска первого спутника. Наш главный космический праздник, 12 апреля, мы тоже встретили на орбите. Считаю, что нам с Олегом очень повезло. А что касается нашего рабочего времени, вы можете им располагать. Мы готовы отвечать на вопросы. Нам это очень интересно. И не переживайте - всю намеченную на сегодняшний день работу мы обязательно выполним.

РГ: Благодарим, Федор Николаевич, что вы готовы оставаться на связи с "Российской газетой" и нашими читателями. Среди них есть и те, кто вам хорошо знаком. Рядом находится Виталий Иванович Севастьянов, и мы с удовольствием передаем ему слово.

Виталий Севастьянов, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза:

- Дорогие ребята! Прежде всего я хочу пожелать вам удачи, счастья и благополучия. Чтобы намеченная программа была полностью выполнена и вы благополучно возвратились домой в родные семьи. Второе. Помните, "два мира есть у человека - // один, который нас творит, // другой - который мы от века // творим по мере наших сил". Это начало прошлого века, Николай Заболоцкий. В каждом человеке присутствуют эти два мира. Мир прошлого и мир настоящего. У вас мир настоящего - творение. И я желаю удачи вам в вашем творчестве. Знайте, что вы будете помнить эту работу в космосе всю жизнь. До встречи на Земле!

Юрчихин: Спасибо, Виталий Иванович, за добрые слова. Всегда рады беседовать с вами.

Отрошенко: Еще можно вопрос? Как утверждают, космонавт-2 Герман Титов был первым, кому удалось заснуть на орбите. А что вам снится в космосе? И чем отличаются сны в невесомости от того, как это бывает в привычных земных условиях?

Голос из ЦУПа:  Экипаж, это последний вопрос. Заканчиваем конференцию...

Юрчихин: Хорошо. Тут каждый может говорить только о себе, потому что у каждого все по-своему и очень индивидуально. Сам я не могу сказать, что обнаружил большую разницу между снами здесь и на Земле. Вероятно, это связано с состоянием человека, его чувствами и переживаниями и, конечно, с той физической формой, в которой он находится. У меня нормальные сны, и слава богу! Это лишь подтверждает, что на борту у нас порядок, никаких кризисов не предвидится. На Земле тоже все нормально, регулярно общаюсь с семьей. Поэтому и сны хорошие, добрые. Надеюсь, что такими они будут до конца нашего полета.

Котов:  Слушаю и вспоминаю старую, добрую, замечательную песню "Мне приснился шум дождя...". В космосе сны чаще всего о Земле. И это, конечно, правильно.

сборная "РГ"

Они представляли команду читателей "Российской газеты" на прямой связи с МКС

Боровков Александр, ученик 8-го класса школы N 1 им. Ю.А. Гагарина, г. Гагарин Смоленской области.

Боровков Илья, студент 5-го курса Брянской государственной инженерно-технологической академии.

Дубова Инна Николаевна, учитель физики общеобразовательной школы N 2, г. Гагарин Смоленской области.

Есипов Дмитрий, студент Российского государственного социального университета, г. Королев.

ЕсиповВ Глеб, ученик 7-го класса гимназии N 1, г. Королев.

Котов Андрей, студент 1-го курса МФТИ, в 2007 году окончил школу N 57 г. Москвы, обладатель золотой медали на международной олимпиаде по физике.

Отрошенко Владислав Олегович, писатель, лауреат премии "Ясная Поляна", Москва.

Пикулева Екатерина, ученица 11-го класса школы Звездного городка, победитель конкурса "Звездная эстафета".

Реброва Елизавета, студентка 1-го курса механико-механического факультета МГУ, в 2007 году окончила школу N 57 г. Москвы, обладательница золотой медали на международной олимпиаде по математической лингвистике.

Севастьянов Виталий Иванович, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза.

Титова Александра Рюриковна, руководитель программы "Звездная эстафета", Звездный городок.

Чернега Александра, ученица 8-го класса школы N 792 г. Москвы, победительница олимпиад по истории, географии, литературе, алгебре.

Редакция выражает благодарность за оказанную поддержку руководителю полета российского сегмента МКС летчику-космонавту В.А. Соловьеву

Трое на одной орбите

досье "рг"

 Сейчас на борту МКС - пятнадцатая по счету основная экспедиция. Ее отличие от краткосрочных экспедиций посещения в том, что российские космонавты заступают, как правило, на полугодовую вахту. Для Федора Юрчихина и Олега Котова, стартовавших 7 апреля с Байконура на корабле "Союз ТМА-10", сегодня уже 146-е сутки полета.

Первое время с Юрчихиным и Котовым (их позывной - "Пульсар") несла вахту на орбите Сюзанна Уильямс из экипажа МКС-14, а недавно ее сменил Клейтон Конрад Андерсен (Clayton Conrad Anderson). Для него, как и для россиянина Олега Котова, это первый космический полет. Командир экипажа МКС-15 Федор Юрчихин ранее уже совершил десятисуточный космический вояж в качестве специалиста полета в составе экипажа американского шаттла "Атлантис".

Юрчихин и Андерсен - ровесники, им исполнилось по 48 лет. Один родился в Батуми (Грузия), другой - в городе Омаха (штат Небраска), первый окончил Московской авиационный институт, второй - университет в Айове. И тот и другой до зачисления в отряд космонавтов (астронавтов) работали в ведущих космических центрах: Федор Юрчихин - в РКК "Энергия", Клейтон Андерсен - в Космическом центре имени Л. Джонсона, а в 1996 году стал руководителем Центра чрезвычайных ситуаций в Хьюстоне.

Олег Котов родился в 1965 году в Симферополе. Среднюю школу окончил в Москве, а после этого - Военно-медицинскую академию им. С.М. Кирова и Качинское высшее военное училище летчиков. С 1988 года проходил службу в Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина - занимался проблемами высотной физиологии и влияния факторов космического полета на организм человека. Имеет квалификацию "офицер-водолаз". С момента зачисления в отряд космонавтов 13 лет ждал своего "звездного" часа.

Расчетная продолжительность МКС-15 - 189 суток. За это время для выполнения программы исследований на станцию будет доставлено 108,75 кг грузов, а возвращено с результатами космических экспериментов - 42,05 кг.

Космос