Как рассказал "РГ" временно исполняющий обязанности заместителя главы Росавиации Анатолий Пчелин, до 2020 года может измениться статус некоторых российских федеральных аэродромов, которые станут региональными и местными. Практически все аэродромы до 2020 года предполагается отремонтировать и реконструировать. Но на это потребуется примерно триллион рублей. Чтобы не разорить федеральный бюджет взлетно-посадочными полосами, рулежками и всем остальным, что до сих пор находилось в собственности Росимущества, решено поделиться с территориями, то есть передать их на региональные балансы. А местные власти должны позаботиться о привлечении к их финансированию инвесторов. Из федерального бюджета (помимо аэродромов, которые сохранят статус "федерального значения") помощь получат только те, кто сам не потянет социально значимые перевозки. С регионами, в которых находятся аэродромы, будет подписано соглашение, касающееся дальнейшего их развития. По каждому аэродрому будет принято решение, в чье управление он должен быть передан.
Вопрос о реорганизации аэродромной сети встал не случайно и отлагательства уже не терпит. В концепции говорится, что в 1990 году 1302 аэродрома Российской Федерации приняли и отправили 103 миллиона пассажиров. В 2000 году их существенно поредевшие ряды сумели обслужить только 20 миллионов человек. Это был самый черный год российской авиации. Позже наметилась тенденция к оживлению. Но передел собственности пережил лишь 351 аэродром. Остальные в силу того, что не могли приносить приличного дохода, оказались никому не нужны и "приказали долго жить". В основном это коснулось 826 аэродромов с грунтовым покрытием.
Впрочем, из тех, что остались, процветают тоже единицы. В основном столичные, которые сейчас отправляют половину всех пассажиров страны. Износ взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек и перронов составляет 70-80 процентов. К тому же построены или последний раз реконструировались российские аэродромы более 20 лет назад. А за это время техника в своем развитии ушла далеко вперед. Например, появились новые воздушные суда, которым просто не хватает длины взлетно-посадочных полос и ширины рулежных дорожек. Специалисты подсчитали: чтобы реконструировать оставшиеся 351 аэропорт, необходимо было начиная с 1990-х годов вложить 1 триллион 138 миллиардов рублей (в ценах на 2007 год). Но начиная с 2000 года из этой суммы вложено было чуть более 48,5 миллиарда. Таким образом, недофинансирование составило более 992 миллиардов рублей.
Все это привело к снижению безопасности полетов, транспортной доступности некоторых регионов, особенно районов Крайнего Севера, приравненных к ним областей, труднодоступных местностей Сибири и Дальнего Востока. Нарушились наработанные годами связи между предприятиями. А для большинства населения самолет как средство передвижения остался в прошлом. Наглядным примером тому может служить падение так называемого коэффициента авиационной доступности. Он исчисляется как отношение средней заработной платы в стране к средней стоимости авиабилета. Например, в 1991 году средний заработок составлял 150 рублей в месяц, а перелет от Москвы до Владивостока стоил 75 рублей. То есть половину зарплаты. Коэффициент был равен 2. В 2006 году средний заработок в России составлял 15 тысяч рублей. Но от столицы до того же Владивостока можно было добраться уже за две зарплаты. То есть за 30 тысяч. Коэффициент снизился до 0,5. А в 2007 году он упал до отметки 0,23. Если ситуация не изменится, то авиационная доступность россиян неуклонно будет стремиться к нулю.
А к 2010 году износ аэродромов приблизится к 90 процентам. Чтобы эта страшилка не стала реальностью, необходимо решить массу проблем. Только вот начинать реорганизацию отрасли придется в отсутствие экономически эффективной аэродромной сети. А вернее, с ее создания.
Минтранс и Росавиация разработали два варианта концепции. В первом предлагается разделить все аэродромы и аэропорты на две основные категории: 34 узловых, расположенных не ближе чем в 500 километрах друг от друга с непересекающимися зонами охвата и 317 - неузловых. В свою очередь узловые аэродромы и аэропорты поделят "на два статусных ряда". Из них 12 станут международными хабами, а 22 - внутрироссийскими узловыми. Неузловые тоже разделят: 23 - федерального значения, остальные - региональные. Всего в России сейчас 351 аэропорт.
Смысл такого деления заключается в том, чтобы узловые аэродромы обеспечили стыкуемость всей сети. Для этого будут синхронизированы расписания перевозчиков, заходящих в эти аэропорты. Дальше из них можно будет улететь в нужном направлении через неузловые аэропорты. При этом сохранятся все социально значимые перевозки.
По второму варианту предполагается создать национальную опорную аэродромную сеть, поделив все аэропорты на 121 опорный и 230 регионального и местного значения. Из опорных 57 останутся в федеральном подчинении и 64 будут переданы региональным и местным властям.
В минтрансе и Росавиации считают, что в авиации предложение рождает спрос, а не наоборот, как это бывает обычно. Там полагают, что реорганизация отрасли поможет к 2020 году снизить стоимость авиаперевозок и как следствие - увеличить коэффициент авиационной подвижности населения России до единицы. При этом Анатолий Пчелин заверил, что авиационные власти и впредь будут контролировать все, что связано с безопасностью полетов.
Однако в концепции ничего не сказано о том, чья будет земля под аэродромами, которые снимут с федерального довольствия. Но именно этот вопрос больше всего волнует регионы. По словам Пчелина, он сейчас решается с Росимуществом. И, по всей видимости, от итогов этих переговоров и будет зависеть судьба разработанной концепции развития аэродромной сети. Некоторые эксперты предполагают, что вряд ли регионы согласятся быть безземельными собственниками взлетных полос. Так что обсуждение концепции ожидается бурным. Минтранс, как пояснили "РГ" в пресс-службе ведомства, считает, что аэропорты регионам надо отдавать вместе с землей.