Этот разработанный в Институте радиотехники и электроники РАН прибор не имеет аналогов в мире. С одним из его авторов доктором физико-математических наук Владимиром Черепениным встретился корреспондент "РГ".
Российская газета: Считается, что наиболее безопасно проходить обследование молочной железы на компьютерных томографах. Доза облучения намного меньше, чем у обычного рентгена. Но томограф занимает полкомнаты, стоит целое состояние, а ваш прибор чуть больше обычного утюга. Как удалось добиться такой миниатюрности?
Владимир Черепенин: Любой компьютерный томограф использует рентгеновское излучение, поэтому женщины c неохотой идут на такие обязательные обследования. Доза хотя и небольшая, но известно, что из всех радиационных воздействий именно медицинские несут наибольшую опасность для человека заболеть раком. Речь, конечно, не идет о тех, кто работает в условиях радиации или о каких-то серьезных авариях.
Наш прибор работает на ином принципе, в нем вообще не используется рентген. Видите на подошве нашего томографа установлено 256 электродов. Подносим их к молочной железе и пропускаем слабый электрический ток. Такой генерирует само сердце при своем сокращении. В итоге получаем объемную картину электропроводности тканей на глубину до 10 сантиметров.
РГ: И о чем она может рассказать?
Черепенин: Они разные в зависимости от состояния железы. В норме - одна картина, при мастопатии - другая, злокачественной опухоли - третья и т.д. Но в том и достоинство прибора, что он позволяет выявить самые первые сигналы аномалии, когда еще нет никакой опухоли. Он показывает, что появились некие предвестники, которые должны насторожить врачей. Обследование простое и абсолютно безопасное.
РГ: Как родилась эта необычная идея отказаться от привычного рентгена?
Черепенин: Все началось, когда директор нашего института Юрий Васильевич Гуляев инициировал исследования по воздействию слабыми электромагнитными полями на организм человека. Вместе с моим коллегой Александром Корженевским мы разработали прибор практически за год. Были проблемы с финансированием, но помог случай. Так вышло, что к нам в лабораторию пришел один американец, приехавший по каким-то делам в Курчатовский институт. Он согласился обследоваться на опытном образце прибора. Смотрим - одно легкое повреждено. Оказалось, прибор не ошибся. Американец выделил нам деньги просто под "честное слово", но попросил, чтобы это был прибор для обследования молочной железы - маммограф.
РГ: Такое изобретение врачи должны встретить на "ура"?
Черепенин: Не все так просто. Врачи - люди, наверное, одни из самых консервативных. Их очень не просто убедить, что новая методика решит массу их проблем и поможет людям. Мы с большим трудом вышли на стадию клинических испытаний. Опять помог случай. Как-то, будучи в Барселоне, я познакомился с врачом из Ярославля А.Ю. Карповым. Долго его агитировал, наконец он сдался. Согласился провести исследования в нескольких медицинских учреждениях области. Итог? Сейчас в Ярославле налажено серийное производство маммографа.