05.09.2007 03:00
Происшествия

Авиадиспетчеры "Скайгайда", причастные к катастрофе над Боденским озером, отправились по домам

В Швейцарии огласили приговор суда сотрудникам "Скайгайд"
Текст:  Сергей Маслов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4458)
Читать на сайте RG.RU
Во вторник окружной суд швейцарского города Бюлах огласил приговоры сотрудникам авиадиспетчерской компании "Скайгайд". Их обвиняли в причастности к крупнейшей авиакатастрофе над Боденским озером.

Перед судом предстали восемь сотрудников фирмы. Четверых из них суд полностью оправдал. Остальных суд признал виновными в преступной халатности и приговорил к различным срокам - от 6 до 15 месяцев тюремного заключения условно.

Итоги процесса в Бюлахе как-то не вяжутся с этой прописной истиной о суровости закона. Восемь сотрудников "Скайгайд" предстали перед судом по обвинению в убийстве по небрежности 71 человека. Трагедия произошла в ночь с 1 на 2 июля 2002 года в воздушном пространстве Германии, но в зоне ответственности швейцарской фирмы. "Скайгайд" была обязана предотвратить столкновение самолета Ту-154 "Башкирских авиалиний" и грузового "Боинга" компании DHL. Но этого не сделала.

Все обвиняемые не признали себя виновными в гибели людей, среди которых были 45 детей из Башкирии, летевших на каникулы в Испанию. Процесс, состоявшийся еще в мае, проходил без главного фигуран та - диспетчера Петера Нильсена. В феврале 2004 года он был убит российским гражданином Виталием Калоевым, потерявшем в катастрофе всю свою семью и приговоренным швейцарским судом к восьми годам тюрьмы.

Именно Нильсен дежурил в ту трагическую ночь за пультом дежурного. Именно он не справился с задачей развести в небе два самолета, поскольку обнаружил нештатную ситуацию всего за 44 секунды до катастрофы. На процессе покойный Нильсен оказался для обвиняемых очень удобным "соседом" по скамье подсудимых. Было на кого вешать всех собак.

А между тем сам Нильсен в какой-то степени оказался заложником обстоятельств, жертвой преступных нарушений со стороны руководства компании условий труда диспетчеров. Представители обвинения настаивали в суде на том, что катастрофы можно было избежать.

Для этого сотрудникам "Скайгайд" следовало включить звуковую систему оповещения об опасном сближении самолетов. Но она не работала из-за профилактических работ.

Об этом никто из нынешних обвиняемых Нильсена не предупредил. Плюс к этому отправился в комнату отдыха напарник швейцарца, дежуривший в ту же ночь.

В своих заявлениях на процессе обвиняемые и адвокаты доходили до нелепостей. Защитник начальника цюрихского центра управления полетами заявил, что "одновременная работа двух диспетчеров могла привести к ослаблению внимания каждого из них". С такой точкой зрения в корне не согласен новый директор "Скайгайд" Френсис Шуберт. Он высказался против превращения Нильсена в козла отпущения, заявив: "Катастрофа была вызвана комплексными упущениями в работе персонала компании в ночь на 2 июля 2002 года".

Закон суров. Но, как выяснилось, он не помешал руководству "Скайгайд", причастному к гибели людей в авиакатастрофе, отделаться по сути "легким испугом".

Аварии и катастрофы Швейцария