05.09.2007 05:10
Власть

Прогноз на избирательную кампанию: участники будут изображать Дедов Морозов

Социальная справедливость и борьба с коррупцией станут главными темами кампании
Текст:  Александр Михайлов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4458)
Читать на сайте RG.RU

Сегодня "РГ" представляет оценку предстоящей предвыборной кампании в Госдуму, сделанную пятью известными экспертами.

Вячеслав Никонов из Фонда "Политика", Дмитрий Орешкин из Института географии РАН, Дмитрий Орлов из Агентства политических и экономических коммуникаций, Глеб Павловский из Фонда эффективной политики и Валерий Хомяков из Совета по национальной стратегии отвечают на вопросы "РГ", представляя свой прогноз развития предвыборной кампании.

Российская газета: Скажите, в чем особенность нынешней предвыборной кампании по сравнению с выборными гонками в 2003 и в 1999 годах?

Вячеслав Никонов: В отличие от 1999 года кампания будет проходить на фоне очевидного экономического подъема. Если тогда главной темой было преодоление последствий дефолта, то сейчас главной темой стала необходимость распределения политики экономического процветания, или, обывательски выражаясь, что делать со Стабфондом. Сокращается количество политических игроков, что, в общем-то, является закономерным для любой демократической страны. Выборы 2007 года - это кампания, не основанная на идеологии, вообще выборы всегда велись вокруг персоналий в большей степени, чем вокруг идей. Возьмите 1999 год: была острая конфронтация внутри партии власти, когда две политические силы - "Единство" и ОВР- реально конкурировали за право называться партией власти без кавычек, с большой буквы. В 2007 году тоже будут две партии власти, хотя одна из них имеет очевидные преимущества, а вторая явно отстает, и между ними явно неконфронтационные отношения.

Дмитрий Орешкин: Главная отличительная черта - снижена драматургия выборов из-за того, что слишком очевидно столь заметное преимущество "Единой России". Произошло и снижение общественного интереса к выборам, что косвенно связано со снижением драматургии выборов.

Дмитрий Орлов: Кампания-2007 отличается большей централизацией партийных сил и ресурсов, что естественно, поскольку выборы проходят только по партийным спискам. Интриг будет много, но главная - кто из партий выполнит роль ограничителя доминирования "Единой России" - КПРФ или "Справедливая Россия"? С моей точки зрения, КПРФ эту роль сохранит.

Глеб Павловский: Нынешнюю кампанию нужно сравнивать не с 2003 годом, а с кампанией 1999 года, потому что выборы в нижнюю палату парламента фактически являются вступлением в президентскую кампанию. Отличие между 1999-м и 2007 годом состоит прежде всего в фигуре и в политической позиции президента, заканчивающего свой второй конституционный срок. Борис Ельцин заканчивал его практически почти в катастрофе и не только по уровню личной популярности, но и по прочности государства. А Владимир Путин, напротив, заканчивает свой второй срок на пике популярности, более того, такого уровня его поддержки не было ни в начале, ни в середине президентского срока. Для парламентской кампании это означает, что партии должны фактически предлагать такую политическую систему, которая обеспечивает политическую преемственность курса Путина.

Валерий Хомяков: Каждая кампания у нас имеет свои правила игры, и не было случая, чтобы две избирательные кампании подряд проходили по одним и тем же правилам. Самое принципиальное отличие кампании-2007 - впервые выборы в Госдуму пройдут по пропорциональной системе. Если сравнивать нынешнюю кампанию с 1999 годом, то теперь, конечно, ситуация полярная. Тогда был некий вакуум центральной власти: уходивший президент Борис Ельцин не был популярен, премьер и кандидат в президенты Владимир Путин не был никому известен. А сейчас есть мощный, сильный, популярный, влиятельный лидер, и вся кампания выстраиваться будет вокруг того, кто и как относится к курсу Владимира Путина. Кроме того, в 1999 году центральным вопросом повестки кампании было противостояние центра и регионов, представленных ОВР и "Единством". Если же сравнивать с 2003 годом, то, судя по всему, национал-патриотическую нишу никто так и не сможет занять.

РГ: Какие темы станут основными в ходе кампании?

Никонов: Как правило, выборная кампания в Думу не выявляет никаких новых тем, и сам ход кампании абсолютно персонализированный, а не идеологизированный. Вообще время, когда в ходе выборов в парламент обсуждалось, каким светлым путем куда идти, уже прошло. Так что спектр обсуждаемых проблем будет уже и сосредоточен на проблемах экономической политики, то есть, грубо говоря, на что тратить деньги Стабфонда. Будет еще обсуждаться и роль государства, а именно, что государство должно контролировать в жизни общества. Конечно, будет много популизма, поскольку финансовые возможности у государства сейчас есть и участники кампании постараются пообещать раздать все что могут щедрой рукой, исполнить роль этакого Деда Мороза.

Орешкин: Сейчас в принципе актуальна тема социальной справедливости и стабильности, но на самом деле она не так-то важна, потому что люди живут своими проблемами и очень хорошо, что эти проблемы появились и их можно наконец-то решать самостоятельно. Ну, понятно, что "Справедливая Россия" будет говорить про социальную справедливость, а "Единая Россия"- про патриотизм, консолидацию сил для рывка и враждебное окружение - все это достаточно прозрачно. Но ничего радикально нового я, например, не ожидаю увидеть: зачем надрываться, если голосуют все равно не столько избиратели, сколько региональные элиты.

Орлов: Если основной темой кампании-2003 стала национальная, причем не без помощи блока "Родина", то в этом избирательном цикле самой главной будет тема социальной справедливости и то, как ее решат главные партии России. Будут обсуждать проблему распределения доходов, равных возможностей, зарплат и пенсий.

Павловский: Одну центральную тему я уже назвал - это изменение роли и статуса Владимира Путина. И ее неправильно называют "темой преемника", потому что формально любой следующий президент является преемником предыдущего. Но логически преемник Путина в его роли национального лидера невозможен, я думаю, что Путин эту роль сохранит за собой и в каком-то смысле исчерпает. Дальше, со временем, возникнет просто нормально действующее государство, в котором президенты не обязательно будут национальными лидерами.

Я уверен, что вторая тема - та самая, которую Путин формулирует как две главные внутренние проблемы России. Он говорил, что вместо "дураков и дорог" у нас теперь две другие главные проблемы - это некомпетентность и коррупция. Очевиден дефицит компетентности чиновников на многих уровнях - вплоть до уровня правительства, при неслыханном уровне коррупции на всех уровнях. А дальше общество мириться с этим не хочет. Третья тема задается проблемами нашей внешней политики, а четвертая тема - создание новой экономики, экономики будущего. Таким образом, главные темы - борьба за компетентность аппарата и государственная чистка от коррумпированных элементов, затем создание экономики будущего, экономики знаний и инноваций, а во внешнем мире - разумное обращение с собственной силой и сдерживание американской экспансии.

Хомяков: Главная повестка кампании-2007 еще не определилась, но я надеюсь, что все-таки главным пунктом будет явление, которое достало всех, - это всевластие нашего чиновничества. Причем речь идет в первую очередь не о федеральных служащих, а о муниципальных работниках, с ними обычный человек сталкивается каждый день, и такие чиновники практически ничего не боятся. Также важно, что главным пунктом повестки дня этой избирательной кампании будет дебюрократизация России. Антибюрократическая революция должна произойти! Мне кажется, что достаточно интересно будет и для Владимира Путина поучаствовать в этой повестке дня, я совершенно уверен, что он будет ее формировать, как он это делал и в 2003 году.

РГ: Скажите, появятся ли новые "грязные" технологии, пока партии будут бороться за Думу?

Никонов: Да, думаю, новые политтехнологии появятся.

Орешкин: Я думаю, что радикально новых "грязных" технологий изобрести уже невозможно, они в той или иной степени все опробованы. Сейчас ситуация стабильна, власть под контролем конкретных региональных элит, а региональные элиты заинтересованы в том, чтобы "ЕР" получила достаточную поддержку избирателей. Поэтому в интересах региональных элит- пресекать все непредсказуемые или дестабилизирующие факторы. Есть так называемый путинский консенсус, основанный на стремлении сохранить статус-кво: каждая элитная группа хотела бы усилить свое влияние, но риск потерять все, если ввязаться в серьезную политическую драку, существенно перевешивает приз, который получаешь в результате этой драки. Поэтому элиты предпочитают действовать непублично, аккуратненько, на выборном поле не схлестываясь, и на самом деле политика переходит в закрытую подковерную фазу.

Орлов: Поскольку выборы партийные и партии несут ответственность за своих выдвиженцев на местах, то исход кампании меньше зависит от каких-либо технологий. Я думаю, что "грязных" технологий будет меньше, кампания будет чище.

Павловский: "Грязные" технологии займут свое нормальное место под шконкой - это удел слабых игроков. Сегодня к таким технологиям прибегают маргинальные участники.

Хомяков: "Грязные" технологии у нас появляются каждую кампанию, потому что федеральные выборы для технологов - это опробование тех наработок, которые они откатали, допустим, на региональных выборах. Говорить о том, какие это будут технологии, я бы сейчас не стал, потому что политтехнологии не стоят на месте. Я полагаю, что такие замшелые вещи, как "двойники", уходят все в прошлое, думаю, будут более изощренные вещи.

Позиция Внутренняя политика