07.09.2007 06:00
Экономика

Глава Роспрома Борис Алешин пересядет на "Жигули"

Крупнейший автозавод России меняет руководителя, но не команду управленцев
Текст:  Игорь Велетминский Аркадий Соларев
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4461)
Читать на сайте RG.RU

Глава Федерального агентства по промышленности (Роспром) Борис Алешин будет назначен президентом ООО "Группа "АвтоВАЗ". Вчера в Роспроме "РГ" подтвердили эту новость, правда, подчеркнули, что пока официальных документов не получено. Неизвестна пока и дата проведения заседания совета директоров, который должен утвердить это кадровое решение.

После утверждения на минувшей неделе Владимира Артякова губернатором Самарской области его должность президента группы "АвтоВАЗ" временно занял Александр Пронин. Но он же тогда и сообщил о скором назначении нового главы компании. Поначалу предполагалось, что президентом станет кто-то из представителей высшего менеджмента группы. Среди возможных претендентов назывались имена трех вице-президентов - Владислава Капустина, Максима Нагайцева и Александра Пронина. Но события приняли другой оборот.

Для завода назначение Алешина может означать усиление государственного влияния: он давно лоббирует идею госфинансирования переживающего трудные времена предприятия.

Кстати, Алешин является членом совета директоров с декабря 2005 года, с момента прихода к управлению выходцев из ФГУП "Рособоронэкспорт". Однако ясно, что стратегия автогиганта не изменится: "АвтоВАЗ" остается под контролем "Рособоронэкспорта", а Бориса Алешина единодушно причисляют к команде главы этого холдинга Сергея Чемезова. Скажем, Алешин входит в руководство возглавляемого Чемезовым Союза машиностроителей страны. Кстати, анонимные источники в Роспроме назвали и вероятного преемника Алешина: им, скорее всего, станет заместитель руководителя Роспрома Андрей Дутов.

Внимание к кадровым рокировкам продиктовано немалыми проблемами автогиганта. Так, к сегодняшнему моменту доля компании на внутреннем рынке России сократилась с 42 до 28 процентов, поскольку иномарки, в том числе выпускаемые внутри страны в режиме промышленной сборки, превосходят продукцию "АвтоВАЗа" по соотношению цена и качество. А чистая прибыль в 2006 году составила около 2,5 миллиарда рублей, хотя было продано свыше 760 тысяч автомобилей. В июле этого года в СМИ широко освещалась забастовка рабочих, недовольных низкой заработной платой.

"Назначение Бориса Алешина президентом группы "АвтоВАЗ" - это проявление государственного внимания к крупнейшему градообразующему предприятию не только Самарской области, но и ко всему автопрому, - подчеркнул в разговоре с корреспондентом "РГ" советник председателя думы городского округа Тольятти Владимир Нехорошев. - Человек, который знает всю российскую промышленность, сможет вывести "АвтоВАЗ" на совершенно новый качественный уровень, сделает его локомотивом прогресса всей российской промышленности. А для самого Бориса Алешина такая "работа в поле" может стать трамплином для прыжка в вице-премьерское кресло правительства России".

Такую оценку разделяет и вице-президент Союза работодателей машиностроения России Сергей Курбатов: "Алешин и раньше определял и идеологию технического перевооружения завода, и теперь сможет ее проводить в качестве президента. Вспомним, что около года назад он принял решение назначить Владислава Капустина, руководителя управления гражданских отраслей промышленности Роспрома, руководителем управления управляющей компании "АвтоВАЗа". Это профессионал, который сможет успешно разрешить проблемы предприятия".

У членов вазовского профсоюза "Единство" другое, если не сказать, противоположное мнение. "Мы давно уже не ждем ничего хорошего от появления новых московских назначенцев, - поделился своими мыслями один из членов этого профсоюза. - Они лишь временами десантируются на предприятие на 3-4 дня, а потом снова возвращаются в столицу. Впрочем, может быть, Борис Алешин не из таких. Тогда мы, конечно, будем его всячески поддерживать".

Высокопоставленный чиновник министерства промышленности Самарской области на условиях анонимности так прокомментировал грядущее назначение: "В свое время Борис Алешин выдвинул идею инвестировать в "АвтоВАЗ" пять миллиардов долларов бюджетных средств и развивать отечественный автопром собственными силами. И потому я опасаюсь, что, придя на завод, он будет продолжать на ней настаивать. Но такой вариант, на мой взгляд, бесперспективен. Гораздо лучше продолжать развивать сотрудничество с серьезными иностранными инвесторами, которые уже проявляют интерес к "АвтоВАЗу". Именно такое сотрудничество сможет вывести наше автостроительное предприятие на качественно новый уровень и обеспечить ему сначала доминирование на отечественном рынке, а потом и выход на мировой".

Однако есть аналитики, которые считают, что приход Бориса Алешина на "АвтоВАЗ" позволит завершить процесс ликвидации перекрестной схемы владения акциями предприятия и оно, наконец, перейдет в полное владение "Рособоронэкспорта". И именно это позволит повысить инвестиционную привлекательность предприятия, которая по достоинству будет оценена возможными стратегическими партнерами завода - кампаниями Magna, Renault и General Motors.

Игорь Велетминский,

Аркадий Соларев

Тольятти

Досье "РГ"

Борис Алешин родился в 1955 году, окончил Московский физико-технический институт. Доктор технических наук, профессор. С 2000 года - статс-секретарь - первый заместитель министра промышленности, науки и технологий РФ. В апреле 2003 года получил пост вице-премьера, курировал промышленную политику. В марте 2004 года был назначен главой Роспрома.

Промышленность Крупные компании Минпромторг