07.09.2007 02:20
Власть

Политолог Ципко: От решения судьбы непризнанных республик зависит судьба самой России

Текст:  Александр Ципко (политолог)
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (4460)
Читать на сайте RG.RU
После двух сроков президентства Владимира Путина осталось немало нерешенных им архисложных проблем. В числе таких не терпящих отлагательства задач - формулировка ожидаемого народом непризнанных республик Южной Осетии, Абхазии и Приднестровья ответа на их просьбу - открыть дверь в новую Россию.

От решения судьбы этих республик во многом зависит и судьба самой России. Если она проявит волю, поможет тем же абхазам и южным осетинам вернуться в свой родной русский дом, то сумеет сохранить в рамках своей государственности и другие народы Северного Кавказа. И кабардинцы, и абхазы, и адыги, и черкесы - один и тот же народ. И если Россия во имя того, чтобы умилостивить Запад, оставит абхазов на произвол судьбы, она потеряет очень скоро и Кабардино-Балкарию, и Карачаево-Черкесию. Покойный лидер кабардинцев Валерий Коков среди своих любил повторять, что "Россия без воли нам, черкесам, не нужна. Турция совсем рядом".

Особое значение приобретает наше отношение к стремлению южных осетин воссоединиться с Северной Осетией, т.е. с Россией. Тут особая проблема. Осетины в силу целого ряда причин остаются форпостом России на Северном Кавказе. Они всегда были преданы России. И если Россия не поможет осетинам Юга соединиться с Северной Осетией, то она потеряет своего главного союзника на Северном Кавказе. Даже если Грузия изменит свою внешнюю политику, что маловероятно, то нам уже нельзя препятствовать долгожданному воссоединению юга Осетии с севером Осетии. Рискну утверждать, что так называемое "замирение" с Чечней будет сохраняться до тех пор, пока Россия будет проявлять в этом районе силу и волю к воссоединению вокруг себя народов Северного Кавказа.

На стороне нашей интеграционной политики на постсоветском и, что особенно важно, на пострусском пространстве - все гуманитарные ценности Запада, и прежде всего право народов на воссоединение, самоопределение и т.д. Мы просто в силу еще непреодоленной инерции распада не ведем разговора о наших правах, не выдвигаем эти аргументы права, гуманизма, справедливости для защиты тех, кто хочет и имеет право вернуться в свой русский дом. В конце концов, международная общественность не может не считаться с тем, что ни Абхазия, ни Южная Осетия не ратифицировали беловежские соглашения.

Правовую аргументацию, которую активно используют для обоснования своей независимости лидеры непризнанных государств, пора сделать достоянием общественности. История России - на стороне нашей возможной интеграционной политики на постсоветских пространствах.

Позиция